Стоит ли отдавать ребёнка в сад рано: за и против. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Нужно ли ребенка отдавать в детский сад
Родственники хором вопрошают: «Вы уже подготовили ребенка к детскому садику? Пора уже! Ему нужно общаться и развиваться!». Мамочки малышей-одногодок наперебой делятся результатами «кастингов» окрестных детских садов. Старшие товарищи, которым «не впервой», подробно описывают, как закалить ребенка («Хотя, ты же понимаешь, первые пару месяцев из соплей мы все равно не вылезали»), как приучить его спать по детсадовскому расписанию («Ну вы мою красотулю знаете - спать не хочет, так хоть полежит днем»). А главное - как пережить сам факт «отдавания» чада в детское учреждение («Он рыдает взахлеб, я, конечно, тоже белугой реву, а что делать?..»). А вы сами, морально и материально готовясь к эпохальному событию, то и дело ловите себя на мысли: «А может, не пойдем?..». Так ли уж незаменимы преимущества детского коллектива?
Камера хранения
Нет сомнения в том, что детский сад - замечательное изобретение человечества, подарок для современных родителей и тому подобное. Но если обратиться к изначальной идее, лежащей в основе таких заведений, станет понятно: детский сад - это своеобразная «камера хранения», куда можно «сдать» малыша, если дома некому за ним присмотреть. Недаром сады и ясли стали повсеместно появляться лишь после Октябрьской революции, когда мам и бабушек активно привлекали к строительству «светлого будущего». Они были просто вынуждены отдавать ребенка в детский сад.
Конечно, пребывание малыша в детском саду сложно сравнить с положением «картины, корзины и картонки» в багаже - здесь гораздо комфортнее, есть друзья, занятия и прогулки... Но иногда на другой чаше весов - частые болезни и стрессы привыкания, конфликты ребенка с «коллегами» или воспитателем, семейные сложности и прочие причины, из-за которых конкретный малыш может не посещать детский сад. Навредит ли это его развитию?
Борьба за социализацию
«А как же общение со сверстниками?!» - разволнуются любящие родители. Нам с младых ногтей внушают, что только в саду ребенок может получить «полноценный» опыт общения. Разберемся, так ли это на самом деле? Во-первых, в детском саду малыш не выбирает, с кем общаться, а с кем - нет, ведь он проводит все время в замкнутом коллективе. Во-вторых, группы формируются по признаку возраста. А разве мы общаемся только с ровесниками? В-третьих, общение ребенку необходимо - но в таких ли количествах, как в детском саду? Увы, для нервной системы многих деток это серьезное испытание. Ведь и у взрослых рабочий день даже в дружном коллективе вызывает усталость. Шум, невозможность уединиться и отдохнуть от общения, поменять занятие - все это может подорвать здоровье малыша с уязвимой нервной системой.
Сторонники детских садов считают, что здесь ребенок вынужден находить общий язык со сверстниками, утверждать себя в коллективе. И ключевое слово - «вынужден». Деваться-то некуда! Но нужно ли это конкретно вашему крохе сейчас? Ведь дети совершенно разные! Один уже в 4 года готов повести товарищей хоть в арктический поход. А другой лишь к 6-7-ми годам проявит желание общаться с детьми, и насильно подстегивать такого малыша - только навредить ему.
Дисциплина: за и против
«Чему должен научить детский сад, так это дисциплине!» - скажут «традиционные» родители. И конечно, будут правы. В среднестатистическом детском саду от ребенка требуют строгого соблюдения распорядка дня, подчинения указаниям взрослых. Но... нужно ли отдавать ребенка в сад ради этого? Как правило, под дисциплиной мы понимаем «преодоление» ребенком себя, своих желаний, а зачастую - и физиологических потребностей. Не хочешь кашу? Давай «через не могу»! Не хочешь читать, хочешь побегать? Вот все пойдут гулять, и ты побегаешь. Не хочешь спать? Лежи, терпи. Внимание, вопрос: полезен ли для здоровья ребенка такой процесс «перебарывания себя» (кушать, когда организм не готов принять пищу; сидеть неподвижно, когда хочется побегать), не говоря уже о моральном благополучии? А пресловутый авторитет воспитателя? Разве разумным является аргумент «Я права, потому что я старше!»? Может, более правильно развивать у крохи просто чувство уважения к другим - но уж никак не беспрекословного подчинения, граничащего со страхом наказания?.. Если заглянуть «в корень», то почти армейская дисциплина большинства советских детских садов служила общей идеологии выращивания «винтиков» общества, которые готовы к унижениям и не умеют заботиться о себе, а также беспрекословно - и бездумно! - подчиняются авторитету. Такие люди удобны для тоталитарного общества. Но актуально ли это сейчас? Может, лучше приучать ребенка к организованности и ответственности за свои поступки? И разве родители своим примером не способны научить малыша убирать игрушки, накрывать на стол, застилать кровать?
С пользой дома
Итак, если вы пришли к выводу, что походы в детский сад - мероприятие не для вас, обязательно продумайте, как сделать так, чтобы ваш ребенок развивался гармонично.
1. Общение
Многих родителей пугает перспектива предстоящего похода в школу - мол, как же наш ребенок без опыта общения? Но отсутствие в жизни малыша детского сада не означает, что его нужно запереть дома наедине с мамой или бабушкой. Ходите с крохой гулять туда, где много детей, приглашайте гостей, посещайте кружки и секции - 1-2 часа общения в день достаточно для того, чтобы ваш ребенок стал полноценным членом детского общества.
2. Интеллектуальное развитие
До определенного (школьного) возраста познавательные потребности малыша вполне способны удовлетворить члены семьи ребенка. Вовсе не обязательно сажать кроху за маленькую парту - даже лучше, если знания и навыки он будет приобретать в играх и общении. Например, когда вы готовите обед - разве сложно посчитать с крохой морковки и картофелины и рассказать, каких они цветов и форм? Если хочется чего-нибудь «специального», к вашим услугам множество развивающих занятий для деток с пеленок и до школы. Здесь и общение со сверстниками и старшими, и интеллектуальное, и творческое развитие. Если в вашем городе нет детских развивающих центров, не беда! Возможно, вы скооперируетесь с двумя-тремя мамами дошкольников и пару раз в неделю сможете устраивать развивающие дни на дому. Наверняка одна из вас умеет играть на пианино и петь детские песни, другая - покажет, как посчитать палочки и яблочки, а дедушка или тетя обладает даром в увлекательной игре рассказать о географии или биологии, научит читать или рисовать... Хотя идея «репетиторства» может прийтись по душе не только вашим друзьям, но и студентам местного педвуза. Увидите, с финансовой стороны это будет совсем не удручающе!
3. Самооценка и уверенность в себе
Чтобы вырасти психологически благополучным, вашему ребенку обязательно нужно быть уверенным в том, что он любимый и способный. То, что он проводит время преимущественно со взрослыми, может помешать ему сформировать адекватную самооценку - но лишь в том случае, если общение строится либо на принципах «кумира семьи», гиперопеки, либо на постоянном давлении и контроле (уж если малыш с нами, то мы ка-а-а-ак воспитаем да ка-а-а-ак разовьем его!). Позвольте ребенку быть... просто ребенком! Пусть делает, что ему хочется, пусть развивается, согласно своему возрасту. Безусловно, домашнее воспитание малыша может показаться куда сложнее, чем привычное «сдал-принял» в детском саду. Приходится искать много информации о раннем развитии, брать на себя ответственность за ребенка, в конце концов - постоянно отстаивать свое право не быть, как все... Но это благодарный труд - ваши усилия принесут свои плоды, и вы точно будете знать, что развитие ребенка - в ваших руках. Конечно, для многих из нас, родителей, выросших в Советском Союзе, мысль о том, что посещение детского сада - это вовсе не обязательное мероприятие, может показаться абсурдной и даже дикой. Безусловно, есть замечательные детские сады с талантливыми и чуткими педагогами. Есть дети, которые обожают ходить в садик и с радостью проводят там время. В конце концов, есть родители, у которых просто нет другого выхода, кроме как отдавать ребенка в детский сад... Но если этот выбор - идти или не идти - у вас все-таки есть, сделайте его сознательно, взвесив все «за» и «против», прислушавшись к своему сердцу и малышу. А не просто потому, что нужно отдавать ребенка детскому саду.
А как же развитие?
Немаловажным аргументом в пользу детских садов является обязательное обучение, наличие специальных занятий и так далее. Но если посчитать, окажется, что в реальности на «уроки» в детском саду ребенок тратит 1-3 часа в день - как правило, это рисование, чтение, музыка, логика/математика и иностранный язык. А насколько экономически оправданы ваши затраты на эти занятия? В группе из 15-25 детишек у воспитателя нет ни времени, ни возможности, ни зачастую особого желания адаптировать учебную программу под каждого конкретного малыша.
Вот и получается, что интересно и полезно учиться по такой «усредненной» программе будет только ребенку «стандартному». Таких большинство, но если ваш малыш «из меньшинства»? А вот крохе-вундеркинду, умеющему в пять лет читать и писать, или малышу-копуше, которому нужно долго собираться с мыслями, прежде чем что-то сделать, это «расписание» может и не подойти. Так что хорошо подумайте прежде чем решить, нужно ли отдавать ребенка – с детским садом иногда стоит и повременить.
Вы вовсю заняты подготовкой ребенка к детскому саду, куда ему предстоит пойти уже через несколько недель: синхронизировали режим, продумали адаптацию к детскому саду. Но в душе все еще сомневаетесь: отдавать ли ребенка в детский сад? А если он откажется туда ходить? Психолог Михаил Лабковский - категорический противник яслей, а к детскому саду относится более лояльно. Если вам нужно "еще одно мнение" про необходимость детского сада - вот оно.
В 18 лет я махал метлой в детском садике при КГБ СССР. Были тут и ясли-пятидневка. Сейчас, наверное, не все представляют, что это такое. Это когда ребенка в год-полтора относят в ясли в понедельник с утра, а забирают в пятницу вечером. Неудивительно, что из этого отделения постоянно доносился детский плач.
Дополнительный кошмар ситуации заключался в том, что родители плачущих детей жили прямо в соседнем подъезде. 30 лет прошло, а я еще слышу эти страшные детские крики, и перед глазами всплывает такая сцена: в длинных кожаных пальто работники органов идут к себе домой; увидев во дворе кого-то из родителей, из яслей выбегает нянечка и кричит: "Ну, возьмите хоть искупать!". А люди в кожаных пальто поворачиваются и отвечают: "В субботу заберем, работы много".
Еще одна история. В США в конгресс много лет поступает запрос о выделении средств на создание государственных . И много лет конгрессмены этот запрос отклоняют. Они считают, что, раз уж вы родили ребенка, вся ответственность за него должна лежать на вас, а не на государстве. И что растить детей в казенных условиях - значит вредить им. И в чем-то они, безусловно, правы.
У нас же в стране детские сады появились в качестве "средства раскрепощения трудящейся женщины-матери" и всегда считались благом. Хотя недостатков у пребывания в этих учреждениях много, а достоинство одно - то же самое: они позволяют женщине (у которой нет денег на няню) выйти на работу.
И когда мать тащит ребенка в сад и сдает воспитателю, она иногда-таки чувствует себя злой мачехой, которая бросает падчерицу в лесу на съедение волкам. И неспроста. Садик - не лучшее место для ребенка, особенно если ходить туда он не хочет.
Так что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад ? И никакие "хоть на часик", "мама тебя скоро заберет" не действуют. Правильный ответ только один - не водить его в садик.
И на этом повествование можно было бы заканчивать.
Если бы не вопрос: а почему он не хочет идти в садик ? Миллионы детишек бегут туда вприпрыжку, а когда в конце дня за ними приходит мама, они гонят ее прочь со словами "я еще побегаю". И тут именно ваш ребенок садик невзлюбил. Есть повод задуматься и выяснить причину.
Почему ребенок не хочет идти в детский сад
Вариантов несколько.
- У ребенка что-то вроде социофобии. Он избегает новых мест, новых людей, не идет на контакт с детьми, опасается новых территорий.
- Возможно, проблема посерьзнее: у ребенка аутические проблемы. Ребенок погружен в себя и в принципе боится любых перемен.
- Имеет место нездоровая, даже патологическая привязанность к матери. Вплоть до того, что, когда родители уходят далеко, у ребенка поднимается температура. Такие дети, что называется, до школы спят с мамой в одной кровати и держат ее за ручку.
- У ребенка отставание в развитии. Считается, что отправлять детей в детский сад лучше не раньше трех лет. А в пять лет во многих странах это и вовсе считается обязательным. Можно сказать, что родителям настойчиво, до принуждения рекомендуют отдать ребенка в детсад и даже не берут потом без этого в школу. Так вот, у 4-5-летнего ("по паспорту") ребенка вполне может быть психика трехлетки. Отсюда и проблемы с социализацией. Ведь у совсем маленьких детей, например, запросто может не быть друзей - для того, чтобы дружить, заводить отношения, хоть как-то общаться, нужно созреть для этого психологически.
- Ребенок очень тревожный, несамостоятельный, подвержен страхам. Он не только боится, но и не знает, как себя вести в незнакомой обстановке. Причиной тут может быть гиперопека, которой его окружили в семье, где все делают за него, а сам он даже шнурки себе не может завязать.
- У некоторых детей на фоне тревожности такой слабый иммунитет, что они могут даже не рыдать, когда их будят в садик, - они сразу заболевают.
Что с этим делать?
Во-первых, не считать, что вот сегодня дите плачет и не хочет идти в сад, а завтра "стерпится-слюбится" и "все наладится". Не люблю эти выражения. Раз у ребенка есть проблема, раз его психика сопротивляется, значит, решить эту проблему можно либо обратившись к специалисту (к детскому неврологу, психологу, психотерапевту), либо поломав его психику.
И если он уже не плачет, а покорно одевается и плетется в садик - это не значит, что он привык. Это значит, что у него нет сил бороться с обстоятельствами. Он практически в заложниках у родителей и просто потерял способность им противостоять.
Так что настоятельно советую: если заметили один из тревожных симптомов - обратитесь к профессиональному психологу. Некоторые случаи требуют внимания, изучения и лечения. И вполне вероятно, что после вмешательства специалиста, разобравшись со своими проблемами, ребенок с удовольствием будет ходить в сад. Но вам в любом случае надо ему помочь.
Как отдавать ребенка в детский сад: инструкция для родителей
Что надо сделать обязательно, если перед первым походом в садик у вас все более-менее нормально, но есть легкое волнение:
- взять отпуск на две недели (в крайнем случае нанять няню или привлечь бабушку);
- договориться в детском саду, чтобы первое время (допустим, первую неделю) у вас была возможность оставаться на территории детского сада, и, как только ваш ребенок начинает сиротливо оглядываться, мама тут же выходит из-за угла;
- вторую неделю пребывания ребенка в детском саду тоже лучше далеко от него не отходить - не сидеть в садике, но находится где-то совсем рядом;
- первое время (от недели до двух) оставляйте ребенка в саду только до обеда, за этот срок он полностью адаптируется.
И всегда, а не только первые две недели, пожалуйста, помните, что дети воспринимают мир через взрослых и их оценку. И детский сад тут не исключение. Как только вы начинаете дергаться, садик начинает ассоциироваться с вашим напряжением и "нервами".
А если по утрам в доме сущий ад, если вы каждый раз орете что-то вроде: "Опять проспали! Вставай скорее! Опаздываем! Одевайся! Где колготки? Ты можешь побыстрее или ты хочешь, чтоб меня с работы выгнали за опоздания?". В этом случае ребенок, конечно, будет воспринимать садик как что-то проблемное и ужасное.
О том, как важно заранее приготовить одежду и вовремя вставать, думаю, напоминать не стоит.
Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь. Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик - это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)
Да, и не забывайте вовремя забрать ребенка из сада. Потому что, даже если он благополучно провел там день, если всех уже забрали, а за ним никак не приходят, он еще подумает, идти ли туда завтра.
Ну, и последнее про причины, по которым дети не хотят идти в садик, и способы разобраться с этим. Если ваш ребенок здоров, весел, любопытен, жизнерадостен, но не хочет идти в сад - оставьте его в покое: он просто не хочет туда идти.
Придумайте что-нибудь. Найдите способ не превращать детство вашего ребенка в постоянный стресс. Ведь если он так сопротивляется, а вы, пользуясь его зависимостью от вас, ломаете его волю и плюете на его желания - вы уже в раннем возрасте формируете у него неполноценную психику.
И более того: закладываете вероятность развития неврозов и психозов, страхов и тревожности, энуреза и астмы, тиков и диатеза.
Хотя, конечно, может, и обойдется. Вы хотите проверить?
Комментировать статью "Отдавать ли ребенка в детский сад"
Еще по теме "Адаптация ребенка к детскому саду":
Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке, ждете пока привыкнет и сам зайдет? Моя в группу не заходит, зато с удовольствием гуляет с детьми на площадке. Пробовали запихнуть в группу, только хуже получается.
Писала тут некоторое время назад о тяжелой адаптации дочери в детсаду; процесс идет, теперь новый вопрос - к тем, у кого дети сначала ходили в детсад до сна, а потом на полный день. Как вам удалось уговорить ребенка оставаться в саду на тихий час?
Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять вместе и в группе сидеть, одного оставляли на 1-1,5 ч. Ходим так с 20 июля и пока не каких улучшений. Что не так или не детсадовский ребенок?
Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Внук подрастает и я не знаю, отдавать ли его в детский сад или лучше самой работу оставить и сидеть с ним?
Отдать на подготовительные курсы ребенка сейчас, по словам родителей, не получается. Дело близится к концу. Напишите официальный запрос в свое образование - верно ли вы поняли, что в марте следующего года вашего ребенка выгонят из детского сада.
подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция на сад: ходим неделю, ребенку 2,5 года. Стал плакать во сне, и часто после просыпания минут по 30 невозможно успокоить, рыдает. не подпускает, слезы/сопли вытирать не дает, еще больше заводиться.
Идти ли в садик в 2,6?. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детские сады и дошкольное образование. Вопрос: стоит ли отдавать в 2 и 6 или год переждать? но тогда нет никакой гарантии, что мы вообще попадём в садик... на работу я не собираюсь выходить, зимой...
Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Девочки, с этой записью в детские сады я совсем запуталась - подскажите- спасите:) Дети декабрьские, я их записала в сад на 2013 год.
Дочка (3,5) с удовольствием ходит в садик. Всегда с песнями и вприпрыжку. Сама говорит, что очень нравится, ни разу не плакала при расставании со мной, хотя очень домашний ребенок. Забираю после полдника в 16ч. Естественно не сразу, а постепенно к этому пришли. Так вот в саду она перевозбуждается, а последние 3 ночи вообще невыносимые были: посередине ночи она дико кричит ААААААААААААААА. Причем во сне, похоже, т.к. не плачет потом и ничего не говорит.
Отдавать или нет?. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. Нужно ли вообще отдавать ребенка в детский сад? Конечно речь идет не о тех, кому некуда деваться. А вот если мама не работает (и не собирается), не тяготится воспитанием и ребенок и без того...
Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно Поэтому порой особенно выбирать родителям со скольки лет отдать ребенка в садик не Дали путевку в детский сад. Нежданно-негаданно. Планировали ребенка отдавать в 3 года, не...
Пошли в сад в 3-й раз 1-го сентября. На сегодняшний день были в садике 2 недели. Схема все та же: 5 (уже не 4!) дней в саду - ... Сопли - ларингит/трахеит/отит. Круп чуть было не случился, но я уже опытная мамаша, предотвращаю. Раньше в садик шла со слезами, сейчас ей нравится. Уйти из сада я решу только по очень серьезным причинам, т.к. считаю садик необходимым для дочкиного развития.
Моей дочке 2 года и 4 месяца. Уже месяц дочка ходит в ясельки. Однако каждое утро как мы приходим в детский са, ее во время раздевания начинает рвать!!! По словам воспитателей потом дочка довольно быстро успокаивается, кушает, играет... Когда я ее спрашиваю, она говорит мне что в садике весело, что она еще туда пойдет. Скажите как нам справиться с этой рвотой, не повредит ли такая реакция психическому и физическому здоровью???
Приемные дети - детский сад. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Милые мамочки, настоящие и будущие! Поделитесь соображениями по теме - отдавать или не отдавать приемного ребенка в детсад...
До детского сада сын болел ОРЗ 1 раз. Ему сейчас 2 года и 3мес. Первая неделя в саду закончилась зелеными соплями и кашлем. Посоветуйте Ваши методы профилактики простудных заболеваний. Спасибо.
Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Все так рассуждают, что ребенка нельзя отдавать в детский сад, но по ряду причин - в связи с переездами, мы уже в третьем саду, ребенку 4,4 г...
Адаптация к детскому саду. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Как долго Ваши чада привыкали быть без мамы/няни целый день?) Адаптация к детскому саду.
Раздел: (стоит ли отдавать годовалого ребенка в частный детский сад). Если у вас другого выхода нет, то лучше в детсад, где в группах человек по пять, не знаю есть у вас такие. Обычно больных детей в сад не берут, об этом вы тоже должны поговорить!
Можно ли заикающегося ребенка отдавать в сад? Хотели с сентября идти в детский сад, но дочь неожиданно начала заикаться (я уже писала чуть раньше). Заикание. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. мой ребенок заикался в 5 лет, мы именно в...
Прошу откликнуться родителей, педагогов, специалистов по детской психологии, врачей - педиатров по дошкольному возрасту с советом, как лучше адаптировать ребёнка к детскому саду, рассказать о своем опыте. Ребенку 3 года, девочка, начала впервые ходить в садик, проходила три недели и напрочь отказывается его посещать.
«Будете в садик отдавать?». Утвердительный ответ на этот вопрос сегодня вызывает у многих мам чувство вины. И хотя в России 70% малышей от 1 до 6 лет регулярно посещают ДОУ, отношение к детским садам более, чем у четверти родителей «детсадовских детей», негативное. Причины, которые озвучиваются чаще всего: сомнение в психологическом комфорте ребенка вне дома и отсутствие индивидуального подхода. Подтверждаются ли на практике эти страхи, и в чем преимущества детских садов перед сугубо домашним воспитанием, «Матронам» помогли разобраться детский психотерапевт и невролог.
Сепарация
Тема психологической травмы, которая наносится ребенку, впервые попавшему в детский сад, активно начала обсуждаться после широкого распространения теории привязанности. Противники дошкольных учреждений, считают, что, оказываясь в незнакомом окружении без значимого взрослого, ребенок испытывает тотальное чувство беспомощности и отвержение. Позже это может стать причиной системных проблем в отношениях с партнерами и детьми.
Однако, как писал сам автор теории Дж. Боулби, надежная привязанность в диаде «главный взрослый-ребенок» формируется до 3 лет. После у ребенка и родителя начинают выстраиваться качественно иные отношения. Именно в этот период важно, чтобы малыш начал осознавать свою отдельность. «Если привязанность надежная, от посещения сада она не разрушится. Вот если она так называемая небезопасная, то есть ребенок симбиотически привязан к маме, могут возникнуть проблемы - он будет с трудом расставаться с ней по утрам. Потом обычно все налаживается, и ребенок, увлекшись чем-то, быстро забывает, что только что страдал из-за маминого ухода», - отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, детский психиатр, психотерапевт Анна Дробинская.
Когда же ребенок постоянно находится с мамой, процесс сепарации буксует.
Возможности мамы не отделяются малышом от своих. Благодаря персональному взрослому он всемогущ. Поэтому отделить себя от взрослых ребенку трудно - никто не отменял всепрощающую маму или балующую бабушку, отзывающихся на каждое «хочу!». «Детский сад нужен ребенку для формирования отдельного «Я» в коллективе себе подобных. Точка отсчета в осознании своего «Я» - автономное функционирование. Только в саду ребенок начинает чувствовать свои возможности и ограничения, когда сам обеспечивает свои нужды - ходит на горшок, ест, одевается. В саду малыш впервые сам находит себе место среди таких же как он», - подчеркивает детский невролог Елизавета Меланченко.
Границы
Вместе с сепарацией, ребенок выстраивает свои границы. Современное семейное воспитание отличается детоцентризмом, когда родители не выстраивают системы требований к ребенку. «Ребенок - царь горы, центр Вселенной, взрослые члены семьи вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца. А в детском саду развивается то, что невозможно развить вне детской группы: способность ощущать себя не центром Вселенной, а ее частью», - отмечает Анна Дробинская. В практическом выражении ребенок овладевает способностью иметь в фокусе внимания требования и инструкции, обращенные к группе в целом, а не к нему лично («дети, садитесь за столики», «дети, посмотрите сюда…»), подчиняться общим правилам. «Кроме того, когда ребенок подрастает, он учится воспринимать свои достижения в соотнесенности с другими - хорошее лекарство от мании величия, альтернатива восхищению семейного окружения по поводу и без повода. Эгоцентрическая требовательность тоже часто в саду спонтанно увядает, не получая поддержки».
В саду малыш сталкивается с равновеликими «хочу!» и начинает понимать, где его территория, на которой он единовластный правитель, где общая территория переговоров и компромиссов, а когда начинается и чужая.
Для ребенка это болезненное открытие, которое, тем не менее, дает первое понимание своих и чужих границ. А вместе с выполнением своих первых обязанностей и появления ответственности за свои поступки, ребенок узнает о существовании и социальных рамок. «Впервые ребенок сталкивается с правилами, универсальными для всех, и в том числе для него, - продолжает Анна Дробинская. - В детском саду жизнь детей выстроена более разумно: есть обязанности, занятия, требующие прикладывания усилия. Вот это самое усилие в домашних условиях часто не формируется почти никак, в саду для этого создано больше условий».
Общение
Вне дома дети быстро осваивают не только регламентированные формы поведения -самообслуживание, соблюдение правил, но и развивают спонтанную коммуникацию и навыки общения, с чем у домашних деток часто (не всегда!) возникают проблемы.
Анна Дробинская отмечает, что в детском саду у детей формируются навыки общения с себе подобными и с субординированными взрослыми, которыми невозможно так легко управлять, как домашними. «Если не бояться высокого штиля - и дружба, и взаимопомощь, и влюбленности, и этические конфликты в саду тоже случаются. В общении формируется игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, которая ложится в фундамент развития произвольности - умения управлять своими непосредственными импульсами, подчиняя их цели и плану. Без этого потом в школе никак».
Многие думают, что необязательно отдавать ребенка в сад, если дома есть еще дети. Но, по словам Елизаветы Меланченко, некоторые этапы развития осмысленной речи должны проходить только среди ровесников. «Например, коллективный монолог - самая социальная из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, которая формирует навыки диалога, возможна только в группе детей-ровесников. Поэтому даже если в семье 10 детей, какие-то аспекты все равно могут остаться непроработанными».
Когнитивное развитие
Совмещение домашнего и качественного внедомашнего воспитания позволяет ребенку лучше развивать свои когнитивные возможности. Например, в одном из исследований было обнаружено, что дети, которые с 2-3 лет посещали качественные ДОУ, оказались более социально компетентными в начальной школе и более уверенными в себе и своих знаниях, чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте или не посещавшие сад вовсе.
При этом интеллектуальное перенапряжение, что нередко случается в специализированных кружках и секциях, в саду практически исключено. «Программы ДОУ сбалансированы как по режиму, так и по категориям. Количество интеллектуальной деятельности строго ограничено. При этом много места уделяется игровым формам научения, что для детей от 3 до 6 более понятно и органично», - говорит Елизавета Меланченко.
А проведенное крупномасштабное исследование в США с участием более 1000 детей, посещающих десять разных детских садов, показало, что в детских садах малыши достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие внедомашнего воспитания.
По наблюдениям Анны Дробинской, конструирование, лепка, рисование, аппликация - так называемая продуктивная деятельность, которая развивает творчество, воображение, моторику, саморегуляцию, интеллект, - входит в ежедневную структуру жизни в саду. «Дома до этого у родителей обычно не доходят руки, там часто лучший друг ребенка - телевизор + какой-нибудь гаджет. И в этом еще один бесспорный плюс сада: там дети не погружаются в гаджеты, а взаимодействуют с реальным миром и друг с другом».
Кому сад во благо:
Единственные дети в семье, окруженные большим количеством взрослых;
Дети очень занятых родителей (они часто имеют мало внимания и много гаджетов);
Дети из дисфункциональных семей (сознание ребенка в садике загружается более адекватным для возраста содержанием, чем внутрисемейные конфликты);
Дети из неблагополучных семей (сад возмещает дефицит ухода, воспитания и развивающего воздействия);
Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.
Об авторе
Окончила философский факультет МГУ, защитила диссертацию по политологии и выучилась во ВГИКе на сценариста. Работала научным журналистом в РБК, писала статьи про необычных людей для «Огонька» и социальных проблемах на Православие.ру. После 10 лет работы в журналистике официально призналась в любви к психологии, став студенткой факультета клинической психологии МГППУ. Но журналист всегда остается журналистом. Поэтому на лекциях Екатерина черпает не только новые знания, но и темы для будущих статей. Увлечение клинической психологией полностью разделяют супруг Екатерины и ее дочка, недавно торжественно переименовавшая плюшевого бегемотика Гиппо в Гипоталамус.
Вопрос – надо ли водить ребенка в детский сад – для большинства родителей не стоит. Как только малышу исполнилось три года – а зачастую и раньше – ребенок идет в ясли или младшую группу ДОУ, мама выходит на работу. У многих людей, воспитывавшихся в советских детских садах, остались о них не самые приятные воспоминания. Дневной сон, ранние подъемы, много детей в группе, жесткий режим, манная каша и “пока не съешь, из-за стола не выйдешь” – нужно ли это малышу, стоит ли его отдавать в садик, обязательно ли ему туда ходить, если родители готовы предоставить альтернативу в виде домашнего воспитания или бабушек/дедушек?
Почему же необходимо посещать ребенку детский сад?
Плюс сада для родителей – возможность маме выйти на работу и резко улучшить материальное положение семьи.
Но даже если папа зарабатывает хорошо и обеспечивает семью – мама все равно стремится отдать ребенка в сад, чтобы быстрее вернуться к социализации – работать, спокойно заниматься домашними делами и приучить малыша к самостоятельности. Какие же основные плюсы у ДОУ?
Позволяют родителям стать свободнее
Основной плюс сада – возможность родителям спокойно заниматься своими делами. Даже если мама работает дома – писать статьи или шить, например, одежду, когда дома дошкольник, проблематично. С ребенком нужно заниматься, гулять, вовремя кормить, развлекать – на свои дела попросту не остается времени.
Если мама уверена, что сад хороший, малышу в нем комфортно, он с удовольствием играет со сверстниками и хорошо кушает – она спокойно выходит на работу, развивает собственные проекты или занимается собой. О том, как выбрать хороший детский сад, мы писали в .
Учат установлению границ
Избалованные, капризные дети, которые дерутся в детском коллективе или постоянно толкаются/обижают всех подряд – не редкость среди малышей, получивших домашнее воспитание, особенно если ребенок – единственный внук у не работающей бабушки.
В саду малыш очень быстро учится взаимодействовать со сверстниками, понимает границы дозволенного.Воспитатель не будет терпеть непослушания, остальные дети в группе вряд ли допустят постоянных нападок в свой адрес. Ребенок вынужден учиться жить в коллективе, принимать авторитет взрослого и спокойно подчиняться режиму.
Развивают самостоятельность
В саду дети, как правило, очень быстро приучаются к порядку – убирать игрушки, заправлять постель, помогать воспитателю или няне накрывать на стол малыши, посещающие садик, умеют уже к четырем-пяти годам.
Воспитатель не имеет возможности всем 20-30 детям завязать шнурки перед прогулкой или застегнуть куртку – поэтому карапузы учатся делать это самостоятельно уже в ясельном возрасте.
Хорошо действует и коллективный пример. Когда в группе кто-то умеет пользоваться ножом и вилкой за обедом, самостоятельно натягивать колготочки или обувать ботинки – остальные подтягиваются очень быстро.
Родителям, которые планируют отдавать ребенка в сад, советуем внимательно прочитать статью про к нему.
Минусы
Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?
Требуют режим и дисциплину, которые не нужны
Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:
- режим у детей должен быть индивидуальным;
- когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.
В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.
Не учат работе в команде, не помогают в социализации
Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.
В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.
К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.
Плохо развивают индивидуальные умения
Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.
- С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
- Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.
Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.
Вызывают сильный стресс у дошколят
Практически для всех детей – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.
Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.
Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?
Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.
В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.
Есть ли “последствия непосещения”?
Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два :
- если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
- не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.
Так ли это?
Общение со сверстниками
Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.
С четырех-пяти лет детям уже необходимы постоянные контакты с малышами своего возраста и чуть старше. Поэтому многие психологи и советуют отдавать ребенка в сад после четырех лет. Более подробно о том, с какого возраста лучше отдавать ребенка в сад, мы рассказывали в .
Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ
Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.
Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.
Возможные опасности
Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.
Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь. Для детей слишком занятых работой родителей воспитатель и сверстники становятся ближе, чем родные. Какие проблемы это может принести?
- Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться “плохому” от приятелей он сможет за несколько дней.
- Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
- Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может “цеплять” вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.
Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.
Что главное для малышей до 5 лет?
В возрасте до пяти лет для ребенка очень важным являются такие моменты, как:
- психологический комфорт;
- ласка родителей и родных;
- домашнее тепло и ощущение безопасности;
- возможность развиваться в комфортном для малыша темпе.
Если отдать ребенка в ясли или сад слишком рано – большей части этих моментов он будет лишен. Очень тяжело переживают дети, которых отдают в ДОУ сразу на весь день – с 9 до 7. В этом случае ребенок не видит родителей практически все время бодрствования – закончиться это может тяжелыми неврозами и заболеваниями.
Каких детишек можно и лучше не отправлять в ДОУ?
Некоторым детям раннее посещение ДОУ может нанести травму, которую вылечить в дальнейшем будет очень сложно. Отказаться от очереди в ДОУ и отложить посещение сада или поискать альтернативы стоит, если ваш малыш:
- очень привязан к маме, ни на минуту не желает выпускать ее из виду;
- стеснительный и очень застенчивый;
- не любит и не умеет играть с детьми своего возраста;
- тяжело переживает любую смену режима;
- страдает от пищевой аллергии;
- не переносит шумные компании.
Часто болеющим малышам также стоит немного повременить с посещением ДОУ и записаться в сад, когда иммунная система окрепнет. Если у малыша тяжелая адаптация в ДОУ, то садик лучше отложить.
Кому действительно надо быть в коллективе?
- очень любознательный;
- стремится к общению с ровесниками;
- прекрасно ладит с чужими людьми, не боится и не стесняется;
- хочет учиться и заниматься дополнительными вещами (танцами, рисованием, музыкой);
- в коллективе занимает активную позицию, не позволяет себя обижать.
В этом случае сад пойдет ребенку только на пользу, даст необходимое общение и возможность учиться.
Если “жалко”, вы чего-то боитесь и не хотите водить
Жалко отдавать в сад детей всегда – в любом возрасте кажется, что ему с воспитателем будет хуже, чем дома или с бабушкой. Но в данном случае эмоции родителей не должны стать препятствием в период взросления малыша .
Только тщательно взвесив все возможные последствия решения, рассмотрев альтернативы, спросив ребенка, хочет ли он идти в сад, можно принять верное решение. Но мнение самого ребенка – если есть иные пути выхода из ситуации – должно стать решающим.
Как отказаться?
Если родители через некоторое время после начала посещения ребенком ДОУ приняли решение о том, что его стоит забрать – нужно предпринять несколько шагов:
- предупредить заведующую садом и воспитателя о своем решении;
- забрать документы – медицинскую карту ребенка, оригинал прививочного сертификата;
- написать заявление в простой письменной форме и отказаться от места в детском саду.
Если вы не водите малыша, отказались от садика, так как он остается дома с бабушкой или мамой – в заявлении об отказе нужно указать именно эту причину. Если переводится в частный сад – указывается его название и адрес.
Альтернативы
Альтернатив государственному ДОУ множество – от частного садика до отказа мамой от работы и полного посещения себя малышу.
Домашнее воспитание
Основным плюсом домашнего воспитания является то, что ребенок находится все время бодрствования с самыми дорогими людьми – мамой или папой. Минусом является отсутствие возможности у мамы заниматься своими делами, материальные потери и нехватка общения для малыша.
Частные учреждения
Не альтернатива в прямом смысле слова. Отличаются платные садики только маленькими, по сравнению с государственными ДОУ, группами и возможностью выбора питания и занятий.
В остальном особых преимуществ нет, все плюсы и минусы обычного сада присутствуют и в частном (как ?).
Детские клубы
Два-три часа несколько раз в неделю дополнительных занятий и общение со сверстниками – прекрасное дополнение домашнему воспитанию. Плюсом является также возможность взрослому какое-то время заниматься своими делами, пока малыш под присмотром.
Семейные заведения
Отличаются от частного сада только тем, что находятся в частном доме или квартире , где одна мама берет на себя воспитание не только своего малыша, но и несколько чужих.
Если у подобного заведения прекрасная репутация и хорошие отзывы – можно попробовать отдать малыша туда.
Бабушки и дедушки
Ребенок получит не меньше, а иногда и больше домашнего тепла, ласки и любви, если его воспитывают бабушки и дедушки.
Минусом может стать недостаточное развитие – мало бабушек способны угнаться за современными тенденциями в обучении.
Истории мам
- Валентина, 35 лет, мама двух детей – 12 и семи лет.
В детский сад старший у меня не ходил – я сидела с ним дома, так как и муж хорошо зарабатывал, и бабушки помогали. Проблем с социализацией в школе не было – с трех лет ходили на всякие развивашки, на площадки и в гости к сестре, у которой трое детей.
Младший в сад ходил – и постоянно болел. В шесть лет забрали, так как все равно работы не получалось – неделя в саду, три дома на больничном. Вывод сделала – моим мальчикам ДОУ был не нужен.
- Светлана, 40 лет, мама 3 детей (14, 8 и 4 лет).
Ни один из моих в сад не ходил, так как у самой остались из детства об этом заведении самые негативные воспоминания. Растили с мужем сами, бабушка помогала, но не очень. Работала на фрилансе – деньги небольшие, но нужные.
Никаких проблем у детей ни в школе, ни в общении – сразу влились в коллектив, есть друзья. Видимо, способствовало то, что их трое – общаться умели. Да и в кружки ходили все с трех лет.
Ходить или не ходить в сад – решать только родителям и самому ребенку. Если есть хорошее учебное заведение, в котором прекрасные проверенные воспитатели, хорошая атмосфера, а сам малыш рвется в коллектив – прекрасно. Если нет – лучше поискать альтернативу или хотя бы отложить знакомство с ДОУ на более поздний срок.
Нужен ли малышу детский сад
Можно только порадоваться за семью, обстоятельства в которой складываются таким образом, что малыша своего они могут в детский садик не отдавать. Такие семьи не редкость: папа способен обеспечить совершенное материальное благополучие семьи; мама, не имея профессиональных амбиций, не рвется на свое рабочее место и может позволить себе несколько лет посидеть с ребенком — например, до школы; бабушка с дедушкой рады принять участие в воспитании внука... Не секрет, что качество домашнего ухода за малышом, качество домашнего воспитания (если оно, конечно, имеет место) несколько лучше, чем уход и воспитание детсадовские, — лучше уже хотя бы потому, что дома уход и воспитание индивидуальные; совсем прекрасно, если воспитание еще и систематическое. Однако, как показывает практика, большинство семей вынуждено пользоваться услугами детского сада.
Решая вопрос, отдавать малыша в детский сад или изыскивать какие-то возможности оставить ребенка дома, родители должны принимать во внимание не только гипотетические минусы детского сада, но и его действительные плюсы.
О каких минусах и плюсах мы говорим?
Сначала рассмотрим возможные минусы . Многие мамы полагают, что качество ухода за малышом в детском саду оставляет желать лучшего, и мотивируют это тем, что одна или две няни не всегда способны углядеть за всеми малышами в группе, вовремя помочь им, обеспечить в полной мере их нужды. Также иные мамы считают, что отрыв от семьи травмирует психику маленького ребенка. Да, конечно, все это не лишено оснований. Одной, двум и даже нескольким няням бывает трудно управиться с двумя десятками малышей. Но мамы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что все дети в детском саду получают гарантированный уход — хотя, быть может, и не всегда столь высокого качества, какого желали бы сами мамы (справедливости ради следует сказать, что не редкость неблагополучные семьи, в которых дети не получают дома вообще никакого ухода и с утра до вечера предоставлены сами себе; о вопиющих случаях равнодушного или даже дурного отношения к малышам мы здесь говорить не будем). Может быть интересен и следующий взгляд на проблему: ребенок, который в течение первых трех лет своей жизни, помимо хорошего ухода, получал качественное мамино воспитание, очень многое умеет сам и практически не нуждается в помощи няни; разве что нуждается в контроле, в общем руководстве со стороны взрослого человека; так, малыш может самостоятельно одеваться и раздеваться, может наводить порядок у себя в шкафчике, он может умываться и причесываться, он может сам поесть и аккуратно сложить игрушки в игровой комнате, он в состоянии сам сходить на горшок и подтереться после общения с горшком, он в состоянии опорожнить и ополоснуть свой горшок и т. д.; если же чего-то из перечисленного ребенок делать не умеет, то, значит, этому его не научила мама, и обижаться она должна на себя, а не на детсадовскую няню, которая, занятая с другими детьми, не успела умыть рожицу какого-то отдельного ребенка, и мама обнаружила на этой рожице засохшие остатки фруктового пюре... Относительно возможного травмирования психики ребенка — несколько слов. Перемены в жизни — это всегда нагрузка на психику (и не только для ребенка). Маленькие перемены — маленькая нагрузка; большие перемены — большая нагрузка. Конечно, первое посещение детского сада, первая разлука с любимой мамой — нагрузка для ребенка немалая. Но это нагрузка — и не более того; нагрузка не становится психической травмой. Опытный детсадовский воспитатель постарается уменьшить эту нагрузку, постарается отвлечь внимание малыша от проблемы — от того, что мама была-была рядом и вдруг ее нет... воспитатель постарается сделать так, чтобы проблема не стала для малыша катастрофой; для того у воспитателя есть целый арсенал профессиональных — педагогических — приемов, и опыту воспитателя мама должна довериться. Особым минусом детского сада считается то, что ребенок начинает болеть, и на маму уже смотрят на работе косо из-за постоянных больничных листов, а ребенок проходит три дня в садик — и опять на две недели заболевает, и ладно, если в садике нет карантина!
А теперь мы поговорим о реальных плюсах. В детском саду, в коллективе ребенок лучше и быстрее развивается — как в физическом, так и в психическом отношении. У себя в группе дети ежедневно и в одно и то же время (что закреплено распорядком дня) выполняют комплексы физических упражнений, соответствующие возрасту и в необходимом объеме. Дети принимают закаливающие процедуры (заметим к месту, что многие детские сады оборудованы бассейнами). Дети систематически выходят на прогулку. Для детей организуются подвижные игры, обеспечивающие достаточной нагрузкой все группы мышц, — что имеет большое значение для гармоничного физического развития. Регулярное посещение детского коллектива очень важно для хорошего психического развития малыша. Поскольку человек — существо социальное, поскольку вся жизнь его проходит в обществе (при поддержке общества и во благо общества), ребенку лучше пораньше к обществу привыкать. С полной ответственностью мы можем утверждать, что малышу, воспитывающемуся при маме, малышу, лишенному широкого общения с другими детьми и с другими, помимо родственников и соседей, взрослыми людьми, трудно и, пожалуй, даже невозможно стать существом социальным. Очень полезно для ребенка посещение детского сада и в плане образования. Зачатки образования малыш, конечно же, получает дома — когда слушает мамины сказки, слушает музыку и мамины комментарии к ней, когда лепит и рисует, когда раскрашивает, рассматривает картинки и т. д. Систематическое же образование по утвержденной программе ребенок начинает получать в условиях детского сада. Здесь с малышами занимаются профессиональные педагоги; зачастую с этими же педагогами ребенок впоследствии встречается в школе — равно как и с теми детьми, с которыми он посещал одну группу, играл в одни игры, сидел за одним столом, рядом сидел на горшке и был соседом по кроваткам и т. п. И нет ничего удивительного в том, что ребенку, посещавшему детский сад, в свое время несложно адаптироваться к школе — где ему знакомы учителя, знакомы ученики... и только стены другие.
Оценив приведенные нами минусы и плюсы, мама и папа сделают выводы и примут решение — вести малыша в детский сад или не вести. Конечно же, каждая семья это важное решение (а для ребенка порой и судьбоносное) принимает индивидуально. Возможно, ребенок четырех-пяти лет останется дома. В этом случае родители должны сделать по возможности все, чтобы ребенок развивался физически и психически, чтобы он не был лишен общения с другими детьми. Быть может, этим родителям есть смысл задуматься над следующим вариантом — отдать ребенка в детский сад хотя бы за год до школы... уже и ребенок будет взрослее, и первое расставание с мамой пройдет не столь болезненно, и у ребенка еще будет достаточно времени привыкнуть к детскому коллективу, будет возможность подготовиться к школе под руководством опытного педагога.