Пропорции лица пациента в пластической хирургии. Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица Пропорциональные особенности и пластические точки лица



Создание гармоничного и привлекательного лица и тела - это одна из самых главных задач эстетических хирургов. Ежедневно сотни тысяч пациентов приходят за помощью к докторам эстетической медицины с просьбой изменить что-то в их внешности. Некоторые пациенты недовольны горбинкой на носу, другим не нравится размер груди или ширина бедер, кто-то хочет скорректировать колени или уши.

Причин обращения множество, и оперативное вмешательство - наиболее эффективный метод их решения. Но каждый хирург знает, что невозможно оперировать всех по одному и тому же шаблону, так как не существует единственно верных критериев идеального носа или груди. Для того, чтобы подарить пациенту красоту, но при этом подчеркнуть его индивидуальность, и существует правило золотого сечения..

Применение правила золотого сечения в эстетической хирургии

Удивительное правило золотого сечения было открыто тысячи лет назад египетскими жрецами, а позже его исследовали и подробно изучили такие известные личности, как Пифагор, Фибоначчи и даже Леонардо да Винчи. Его суть заключается в том, что если поделить отрезок на две неравные части, то, для достижения идеальных пропорций, его меньшая часть должна относиться к большей, как большая ко всему отрезку. Именно этим правилом Леонардо да Винчи руководствовался, рисуя свой самый известный шедевр - портрет Моны Лизы.

Применяя правило золотого сечения в эстетической хирургии лица и тела, доктор может добиться идеальных пропорций и максимально гармоничного и привлекательного результата.

А для того, чтобы адаптировать это правило под возможности современного мира, была придумана так называемая «маска красоты».

Правило золотого сечения:

  • создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения;
  • пропорции идеального лица по правилу золотого сечения;
  • правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга.

Создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения

На протяжении долгих лет американский челюстно-лицевой хирург Стивен Марквардт исправлял дефекты лиц, возникшие после травм или существующие с рождения, но далеко не всегда результат удовлетворял специалиста. Доктор решил, во что бы то ни стало, вывести формулу идеального лица, и взял за основу работы Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, посвященные правилу золотого сечения.

После длительных расчётов, измерений и анализов доктору удалось выяснить, что нос в анфас и профиль образует треугольник, стороны которого в красивом лице в 1,618 раз длиннее, чем его основание. И этот треугольник может быть преобразован в пятиугольник, который появляется на лице во время улыбки . Совместив эти геометрические фигуры на лице человека, с учетом числа золотого сечения - 1, 618, доктору удалось создать «маску красоты». Используя эту маску, можно «подогнать» черты лица под идеальные пропорции.

Пропорции идеального лица по правилу золотого сечения

В идеальном человеческом теле правило золотого сечения работает безотказно. Ученым удалось выяснить, что числу 1,618 равны отношения:

  • высоты лица к его ширине;
  • ширины рта к ширине носа;
  • высота лица к расстоянию от кончика подбородка до центральной точки соединения губ;
  • центральная точка соединения губ до основания носа к длине носа ;
  • ширина носа к расстоянию между ноздрями;
  • расстояние между зрачками к расстоянию между бровями;
  • длина кисти к длине предплечья;
  • расстояние от пупка до макушки к расстоянию от макушки до уровня плеч;
  • расстояние от пола до пупка к расстоянию от пупка до головы.

Кроме того, исследователи выяснили и такие интересные факты:

  • расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа;
  • через прямые линии от зрачков к уголкам губ лицо должно делиться на три равных вертикальных участка;
  • одинаковыми горизонтальными участками также являются лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа, и нижняя часть лица - от кончика носа до подбородка.

Правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга

Пластические хирурги давно выяснили, что черты лица, которые многим людям кажутся идеальными, например, ровный нос Николь Кидман или пухлые губы Анджелины Джоли, не могут смотреться одинаково привлекательно на любом лице. Именно поэтому пациенты далеко не всегда остаются довольны результатом операции , которую хирург мог провести просто идеально. Таким образом, если пациент обращаются к доктору с фотографией очередной знаменитости и просьбой «хочу как у нее», не нужно сразу же браться за нож. Гораздо лучше - предварительно примерить на своего пациента «маску красоты», и наверняка выяснить, какие же размеры, объёмы и соотношения будут для него идеальными.

Красивое лицо - это гармоничное лицо, в котором соблюдены идеальные пропорции.

Правило золотого сечения - это «золотой ключик» для пластического хирурга, который поможет, подобно Леонардо да Винчи, творить действительно идеальные лица.. Больше интересных статей читайте на сайте в разделе «Пластическая хирургия».

34. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ

34.1. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА И ШЕИ ……………..319

34.2. ДЕФОРМАЦИИ НАРУЖНОГО НОСА ……………………………………………..325

34.3. ДЕФОРМАЦИЯ НАРУЖНОГО УХА ………………………………………………336

Лицо - это передний отдел головы человека. Условно верхняя граница проходит по ли­нии, отделяющей волосистую часть кожи головы от кожи лба. Анатомическая верхняя граница лицевой части черепа - это линия, проводимая через глабеллу (переносицу), надбровные ду­ги, верхний край скуловой кости и дуги до наружного слухового прохода. Боковая граница - по линии прикрепления ушной раковины сзади и задний край ветви нижней челюсти, а нижняя - угол и нижний край нижней челюсти. Рельеф лица и его профиль определяются формой наи­более выпуклых участков - лба, надбровных и скуловых дуг, носа, а также формой мягких тка­ней губ и щек.

Лицо, представляя собой лишь часть головы человека, является главной характеристикой его внешности, т.к. лицо каждого человека обладает индивидуальностью. По лицу человека можно судить о его возрасте, состоянии здоровья, характере, наличии сопутствующих заболе­ваний и т.п.

В 1528 году художник Альбрехт Дюрер в книге о пропорциях человека указывает, что про­порции лица не только строго индивидуальные, но и стабильные. Известно, что у новорожден­ного размер головы в высоту составляет 1/4 часть от всей длины тела, у ребенка 7 лет - 1/6, а у взрослого - 1/8 часть. В клинике принято подразделять лицо на топографо-анатомические области. Различают лицевую часть лобной области головы (надбровные области, надперено­сье) и собственно лицо, состоящее из следующих областей: глазниц, носа, подглазничных, ро­товой, щечных, скуловых, околоушно-жевательных и подбородочной. Пропорции высоты, ши­рины и профиля лица изменяются с возрастом.

При старении, в связи с изменением зубочелюстного аппарата (потерей зубов, атрофией альвеолярного отростка), высота верхней и нижней челюстей уменьшается. В результате этого носогубные и подбородочногубные складки становятся резко выраженными. Инволютивные из­менения захватывают мягкие ткани (тонус мышц снижается, происходит частичная атрофия их из-за недостаточной нагрузки). С возрастом истончается жировая клетчатка и эластичность ко­жи теряется, упругость ее снижена, кожа становится дряблой и складки на лице уже не рас­правляются и образуются морщины. В связи с тем, что тонус мышц снижен, появление морщин еще больше усиливается. Следует отметить, что носогубные и подбородочногубные складки бывают выражены и в сравнительно молодом (до 40 лет) возрасте. В области наружного угла глаз появляется сеть мелких морщин в форме «гусиной лапки» (их появление ускоряет привыч­ка некоторых людей прищуривать глаза). С возрастом на лбу появляются или углубляются лоб­ные складки кожи (продольные или поперечные между бровями - складки мыслителей). Черты лица заостряются, щеки обвисают, появляются избытки кожи век, подбородка и щек.

Стремление к красоте присуще людям извечно и оно является одним из факторов совер­шенствования человека. Эстетическая хирургия способна воспрепятствовать старению.

Эстетическая (косметическая) хирургия является разделом пластической хирургии. Целью эстетической хирургии челюстно-лицевой области является устранение обращающих на себя внимание изменений (возрастных и др.) и дефектов (врожденных или приобретенных). По­сле проведения любой косметической операции остается рубец, который должен удовлетво­рять пациента в эстетическом отношении. Это достигается тем, что разрезы располагаются по ходу естественных складок и борозд.

Отбор пациентов для проведения эстетических оперативных вмешательств является очень важным этапом, т.к. в этот промежуток времени общения с пациентом решается вопрос о возможности выполнения операции данному человеку. Врачу приходиться сталкиваться с неко­торыми людьми, которые при отсутствии косметических недостатков, все же находят у себя не­эстетический вид отдельных частей лица. Они фиксируют на этом свое внимание и все неудачи в жизни (личной или профессиональной) связывают только с этим и проявляют большую на­стойчивость в своем желании быть оперированными. При отсутствии показаний для проведе­ния операции необходимо отказать такому пациенту, т.к. оперативное вмешательство может для него в будущем стать источником душевных переживаний и страданий.

Показания для проведения операций могут быть абсолютными (при наличии выражен­ных и очень заметных косметических дефектов) и относительными (если недостатки слабо-выражены и малозаметны). В последнем случае следует правильно оценить психическое со­стояние пациента с точки зрения возможности совмещения его пожеланий с тяжестью космети­ческого дефекта. Косметическая операция должна выполняться практически здоровым людям.

В челюстно-лицевой области данные операции необходимо проводить у пациентов, достигших 17-18 лет. Исключение составляют лица с врожденными деформациями ушных раковин (лопоухостью), которым хирургическое вмешательство можно проводить в 6-7 летнем возрасте, т.е. перед поступлением в школу.

ЭВОЛЮЦИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

Все, что окружает человека, воспринимается им в зна- чительной мере с эстетической точки зрения. Стремление к красоте извечно и неувядаемо, это становится одним из факторов существования и совершенствования человека.

Красота не укладывается в обычные понятия и не под- дается логическим объяснениям. Оценка красоты неод- нозначна и является комбинацией психологических, био- логических и этико-эстетических аспектов. В различных этнических группах людей представление о красоте не- одинаково в связи с местными особенностями экономиче- ской и социальной жизни, религиозных обрядов и др. Не- которые бытующие представления о красоте настолько отличаются от наших, что их подчас можно принять за патологическое проявление. В определенной степени само- увечьем являются такие обряды, как проколы носа и ушей, нанесение татуировки, растягивание нижних губ до неве- роятных размеров, спиливание зубов, бытующие и в на- стоящее время у некоторых народностей.

Лицо человека рассматривают с эстетических позиций, его красота стала ценностью. При этом эволюцию лица следует рассматривать как очень полезный процесс, спо- собствующий гармоничному развитию человеческой лично- сти, проявлению всех лучших человеческих качеств и спо- собностей.

В течение тысячелетий происходило формирование ли- цевого скелета человека, закончившееся образованием лоб- ных долей мозга. Для головы неандертальца были ха- > рактерны выраженная покатость лба - признак недораз- вития лобных долей мозга - и большие челюсти, лицо его было более массивным и тяжелым по сравнению с мозго- вым отделом. В процессе перехода к прямостоянию и ста- новлению человека формировались новые черты лица: лоб стал прямым, исчезли мощные глазные валики, лицо ста- ло относительно плоским, начал резко выступать нос, уменьшились челюсти.

С исчезновением функции зубов служить оружием от- пала необходимость в мощных и тяжелых челюстях, ко- торые не давали преимуществ, а, наоборот, превращались в недостаток, сотрясая при жевании такую тонкую струк- туру, как мозг. Кроме того, тяжелые челюсти мешали раз- витию речи, требовавшей легких и быстрых движений. Тяжелые челюсти, составлявшие основную массу головы, делали тело человека неустойчивым, не позволяли ему смотреть вверх и вперед.

Характерно, что в процессе эволюции лицевого скеле- та от морды животного до лица современного человека нос продолжал выступать впереди лица. По всей вероят- ности, это было связано не столько с функцией обоняния (оно скорее снизилось по сравнению с нюхом животных), сколько с необходимостью удлинения пути прохождения вдыхаемого воздуха с целью его утепления и увлажнения, чтобы защитить дыхательное горло. Вся нервная сеть ис- чезнувшей морды животных сконцентрировалась на не- большой площади слизистой оболочки носа.

Менее покатым становился лоб. Вследствие развития членораздельной речи стал выдвигаться вперед подборо- док, так как языку и его мощным мышцам понадобилось больше места. Изменились строение и подвижность губ (может быть они приобрели красный цвет, чтобы за ними было легче следить во время разговора). Очень богатой стала мимика человека, способствовавшая развитию речи.

С позиций косметической хирургии чрезвычайно важно определить, завершено ли развитие лица современного че- ловека. Если да, то мы можем познавать особенности и закономерности его строения и использовать их в своей работе, говорить о социальном стандарте лица или его Отдельных частей при попытке воссоздать лицевую гармо- нию хирургическими средствами. Не менее важен также вопрос: будет ли в будущем считаться красивым то, что мы называем красивым сегодня. В отношении лица на этот вопрос можно с определенностью ответить положи- тельно. С момента «выпадения из эволюции и подчине- ния законам естественного отбора» человек стал хозяином самому себе и его внешность практически не изменяется. У При сравнительном анализе черепов обезьян, синан- тропов, неандертальцев, кроманьонцев и современных лю- дей антрополог В. П. Алексеев обнаружил некоторые из- менения, которые, однако, дойдя до какого-то предела, перестали происходить. Изменения внешности человека за Десятки тысяч лет могут проявиться в мелочах, но это не

существенно и не изменит основных черт лица. У людей нет необходимости преображать свое лицо. Совершенст- вование же того облика, который в настоящее время при- сущ людям, возможно и без генной реконструкции, хотя бы с помощью пластической хирургии.

Как и большинство объектов эстетических отношений, лицо можно расчленить на качественно однородные эле- менты, вычислить системные и структурные связи между ними, или, другими словами, применить математический аппарат исследования. Признавая прекрасное как «сла- женность и определенность», Аристотель писал, что «ма- тематика больше всего и выявляет их».

Было предложено много канонов, или правил, характе- ризующих основные размеры человеческого тела. В основу каждого канона был положен модуль - размер какой-то определенной части тела или лица человека. В разные времена за модуль принимали высоту головы, длину по- звоночника или его части, длину кисти, стопы и т. д.

В древнегреческом каноне," в котором модулем служи- ла высота головы, длина тела составляла восьмикратное увеличение модуля (при росте не менее 180 см). При этом модуле одинаковыми должны были быть высота головы, расстояние от подбородка до линии сосков, от сосков до пупка, от пупка до лобка, от лобкового сращения до се- редины бедра. Высота головы укладывается в расстояние между сосками молочных желез, а ширина грудной клетки соответствует 1,5 высоты головы. Расстояние между боль- шими вертелами у женщин приблизительно равно 1 3/4 вы- соты головы.

Позднее было установлено, что длина разведенных в стороны рук приблизительно равна росту человека. В этом положении «креста» человеческая фигура вписывается в квадрат. Согласно этому канону (канон эпохи Возрож- дения) человек с поднятыми вверх и разведенными в сто- роны руками вписывается уже в круг с центром, располо- женным вблизи пупка.

Разрабатывая правила изображения человеческой фи^ гуры, Леонардо да Винчи пытался восстановить так на- зываемый квадрат древних и воссоздать рисунки-схемы, которые наглядно показывают пропорции частей человече- ского тела. В тетрадях Леонардо да Винчи много описаний геометрического подхода к «божественным пропорциям» лица и туловища. «Пропорции головы,- пишет он - от брови к соединению губы с подбородком и от них к верх- нему краю уха у завитка - это составляет совершенный

квадрат, каждая сторона которого составляет половину головы, впадина щечной кости составляет половину рас- стояния между кончиком носа и задней частью нижней челюсти». В пересчете на величину уха имеются следую- щие соотношения: расстояние от края орбиты до уха рав- но длине уха или составляет одну треть головы, расстоя- ния от подбородка до носа и от линии волос до бровей равны и соответствуют высоте, уха, или одной трети лица.

В художественных школах специальных учебных за- ведениях до сих пор используют критерии Леонардо да Винчи, например: расстояние между глазами равно дли- не глаза; на идеальном лице европейца ноздри не должны выходить за линию, опущенную вертикально из внутренне- го угла глаза; рот должен доходить до линии, проведенной через внутренний край радужки глаза; расстояние от под- бородка до линии волос равно длине кисти, а нос имеет такую же длину, -как большой палец кисти (рис. 1,а).

Голову можно разделить на четыре равные части: во- лбсистую часть, лоб, нос, область верхней и нижней губ и -подбородка. Существует еще деление лица на три рав- ные части: лобную, носовую и ротоподбородочную. При этом, делении на волосистую часть головы прибавляют около "/2 одной из указанных третей. Вертикальными линиями можно разделить лицо при- близительно на пять одинаковых по ширине частей. Такие линии проходят через внутренний и наружный углы каж- дого глаза (рис. 1,6). Между двумя внутренними верти- кальными линиями располагаются крылья носа и рот, ко- торый обычно бывает немного шире указанного здесь про- межутка; Длина глазной щели равна расстоянию между внутренними углами глаз, или примерно 1\8 высоты голо- вы. Ротовая щель располагается приблизительно между верхней и средней третями нижнего отдела головы.

Поперечные размеры в области верхней, средней и нижней третей лица различны у большинства людей, что зависит не только от формы черепа, но и от состояния мягких тканей. Необходимо запомнить некоторые абсо- лютные размеры частей лица, которые имеют индивиду- альные отклонения: ширина лица между дугами скуловых костей (15 см), расстояние от середины глаз до подбород- ка (12 см), высота головы (24-25 см), расстояние от угла глаза до козелка уха (8-9 см), длина самого уха (7см).

При рассмотрении профильного положения головы мож- но определить «общий угол лицевого профиля». Он нахо-

Рис. 1. Пропорции лица (а, б, в).

дится между двумя прямыми линиями: касательной, иду- щей через точку, расположенную на середине между лоб- ной и носовыми костями, и наиболее выступающую точку луночкового отростка верхней челюсти, и горизонталью на уровне верхнего края наружного слухового прохода и ниж- него края глазницы. Угол между этими двумя линиями равняется 80-84,9°. В одних случаях этот угол меньше (прогнатизм), в других - больше (ортогнатизм) этих сред- них величин. Он может быть равен прямому углу и даже превышать его (рис. 1,в).

Естественно, что все приведенные соотношения прибли- зительны вследствие нескольких причин. Во-первых, раз- меры отдельных частей лица и туловища и соотношения между ними меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и особенностей конститу- ционального строения.

Во-вторых, определение пропорций затрудняется вслед- ствие изменения форм в зависимости от положения голо- вы. Одинаковые по величине формы воспринимаются гла- зом как неравные, например, при наклоне, повороте на 3/4 и т. п. Установление пропорций в значительной мере зависит от способности глаза правильно определить их. Наше зрение вследствие особенностей его физиологиче- ского устройства глаза теоретически плоскостное, т. е. для того чтобы перевести взгляд с предмета на предмет тре- буется известное изменение величины хрусталика, конвер- генции и аккомодации, другими словами, новая установка глаза. Оба глаза позволяют на близком расстоянии вос- принимать объект объемным, но на далеком расстоянии мы все видим плоским. Эта теоретическая специфичность зрения почти полностью отсутствует в жизни, так ка,к первое же перемещение человека среди предметов позво- ляет ему познакомиться с трехмерностью пространства и устройством реального мира. Эти знания дополняют све- дения, полученные с помощью зрения.

Для хирурга-косметолога очень важно тренировать свою наблюдательность и уметь на глаз определять про- порции лица и тела. По словам известного русского художника и педагога П. П. Чистякова, «глаз есть та- кой орган, который точнее циркуля способен определить расстояние, как скоро он воспитан правильно», и «сле- дует приучить глаз сравнивать, измерять и определять без циркуля относительные величины и расстояния».

В-третьих, необходимо помнить об асимметрии чело- веческого лица, которая часто проявляется в форме носа,

положении глазных щелей и бровей, а чаще всего в поло- жении углов рта. Две половины лица не дают одинакового зеркального изображения, но зрительно такое лицо тем не менее кажется нормальным, вероятно, из-за тех же особен- ностей зрительного восприятия. Асимметрия лица более выражена у пожилых людей, но бывает и слабо уловимой. При внимательном рассмотрении можно заметить, что гла- за имеют разные оттенки, неодинаково поднимаются.- и опускаются брови, углы рта и т. д. Интересно, что стати- стически не было установлено выраженной разницы между физиологической и патологической асимметриями: макси- мально выраженная физиологическая асимметрия совпа- дает с минимальными степенями патологической асим- метрии.

Характеризуя попытки количественно оценить прекрас- ное, Н. Г. Чернышевский писал, что живописцы «...опре- деляли длину носа, величину глаз, размер рта, высоту лба, какую должна иметь человеческая фигура, чтобы быть прекрасною. Все попытки выставить такую пропорцию пе*- казывают, однако, только одно - невозможность вымерить красоту по вершкам и линиям». С этим нельзя не согла- ситься, так как красота - явление многомерное и познать ее можно только при органическом сочетании разумных подходов и методов научного исследования на основе марксистской методологии, а непростыми математически- ми вычислениями.

Однако изучение закономерностей строения лица, зна- ние его пропорций является ступенью к познанию прекрас- ного в целях его воссоздания руками хирурга. Сами по себе каноны как учение о пропорциях человеческого тела становятся ориентиром для определения реальных пропор- ций тела каждого конкретного человека. Проводя изме- рения лица или его отдельных частей, хирург-косметолог способен объективно оценить отклонения от этих ориен- тиров и наметить план восстановления гармонии внешнего облика. В связи с этим при изложении специальных хи- рургических вопросов мы еще не раз будем возвращаться к исходным гармоничным пропорциям.

Мы начинаем новую серию тематических статей о лице.
Лицо у человека всегда было и будет ключевой частью внешности. Именно на лицо мы обращаем внимание, подбираем вещи к лицу, привлекаем внимание и украшаем - лицо.
Форма лица, его пропорции, линии, черты влияют на впечатление о человеке, на его образ в целом. Поэтому очень важно учитывать особенности своего лица при создании образа и своего стиля.
В этой серии статей мы рассмотрим разные типы и формы лица, поговорим об особенностях подбора аксессуаров, украшений, макияжа с учетом особенностей лица, рассмотрим влияние тех или иных черт лица на восприятие внешности.

А начнем мы... с идеала:)
Чтобы определенно говорить о "больших глазах", "круглом лице", "маленьком носе" нужно в первую очередь определиться, что считать точкой отсчета.
Разумеется, речи о том, "сколько вешать в граммах", точнее, какого размера должны быть части лица в сантиметрах, быть не может.
Обычно, когда говорят о характеристиках черт лица, подразумевают пропорции, соотношение размеров разных частей лица между собой и их отношение к лицу в целом.
Так какие же пропорции считаются идеальными?

1. Соотношение длины лица (от линии, проходящей через нижнюю точку подбородка до линии роста волос) к ширине лица в самом широком месте составляет приблизительно 1,61 - так называемое "золотое сечение". Это соотношение длин двух отрезков друг к другу использовали еще античные математики, но широкое распространение - и в математике, и в живописи, и в архитектуре, и во многих других областях оно обрело с легкой руки Леонардо да Винчи.

2. Ширина лица по линии глаз равна длине глаза от внешнего уголка до внутреннего (без учета ресниц), умноженной на пять. При этом идеальное расстояние между внутренними углами глаз равно одной длине глаза. Расстояние от внешнего угла глаза до уха также равно одной длине глаза или чуть меньше. Здесь мнения разнятся: часть источников говорит о расстоянии между внешним углом глаза и краем лица, часть - о расстоянии между глазом и ухом.

3. Глаза находятся на линии, делящей голову горизонтально пополам. Речь идет не о лице, а о голове в целом - от линии по нижней точке подбородка до макушки. Линия глаз делит ее на две равные части.

4. Расстояние от верхней линии роста волос до линии бровей равно расстоянию от линии бровей до линии носа и равно расстоянию от линии носа до линии подбородка.

5. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз:

6. Ширина рта равна расстоянию между радужками глаз. В некоторых источниках предлагается расстояние между зрачками глаз, но на самом деле погрешность здесь невелика:

Если соединить линиями точки внешних углов глаз (без учета ресниц) и точку середины края нижней губы, получится равносторонний треугольник:

7. Брови. Бровь начинается на линии, проходящей вертикально через внутренний угол глаза и линию крыла носа, а заканчивается в точке пересечения с линией, проведенной от крыла носа через внешний угол глаза:

8. Уши расположены между линией глаз и линией носа, их размер соответствует расстоянию между этими линиями:

9. Высота подбородка равна длине глаза:

Это основные пропорции лица. Именно значительное отклонение от них в ту или иную сторону определяет значение характеристик "большой", "маленький", "низкий", "высокий" и так далее.

В следующий раз поговорим о способах определения пропорций своего лица, а также рассмотрим различные варианты форм лица.

С древних времён люди мечтали о красоте и воплощали свои мысли в скульптурах и живописных полотнах.

С тех пор прошло много веков, сотни раз, в зависимости от эпох, менялись взгляды людей на красоту, но понятие об идеале как о наборе наиболее гармоничных соотношений человеческого лица было неизменным.

Какие пропорции лица считались идеальными на протяжении тысячелетий, будет рассказано далее.

История появления термина

Термин «идеальные пропорции лица» не был закреплён ни в искусстве, ни в науке, ни в медицине именно в таком виде. Однако ещё в античности существовали математически выверенные соотношения, считавшиеся идеальными.

Первым учёным, который упоминал об этом, был знаменитый философ и математик Древней Греции – Эвклид. Ему принадлежит теория, согласно которой при делении отрезка на неравные части, большая его часть относится к меньшей ровно настолько, насколько весь отрезок больше своей большей части.

Эвклид использовал это соотношения для начертания правильного пятиугольника. Согласно другим источникам, «золотую» пропорцию («золотое сечение») рассчитал Пифагор, используя знания древних египтян и вавилонян.

Он полагал, что в мире всё построено на законе гармонии и красоты, находящей своё воплощение в живой и неживой природе. Эта единица гармонии составляет пропорциональное соотношение 1: 1,618.

Правилом «золотого сечения» активно пользовались художники и скульпторы эпохи Возрождения. Для искусства этого периода, как и для Античности, главной была идея гармонии мироздания.

Религиозные философы XIV-XVI веков с интересом восприняли эту мысль, интерпретировав её согласно христианским воззрениям.

Бог при создании Вселенной использовал математические принципы. Поэтому идея создания гармоничного мира, где всё упорядочено и совершенно, выражается в творения гуманистов Ренессанса – Леонардо да Винчи, Альберти, Рафаэля и др.

Пропорцией 1: 1,618 пользовались с незапамятных времён, но термин «золотое сечение» появился только в XIX веке, благодаря немецкому математику Мартину Ому.

В ХХ веке пластический хирург Стивен Марквардт, занимаясь коррекцией дефектов лиц, пытался выяснить, что именно придаёт лицу привлекательность. Его поиски привели к теории «золотого сечения».

Доктор предположил, что нос имеет форму треугольника, основание которого в 1,618 раз меньше его длины. Пятиугольник может быть получен из треугольника. Таким образом, он создал «маску красоты» с идеальными пропорциями, которая состоит из этих двух фигур, расположенных с учётом известного соотношения.

Чем маска была ближе к пропорциям конкретного человека, тем красивее казалось его лицо. Открытие пластического хирурга сыграло решающую роль для дальнейшего развития индустрии красоты.

Нормы совершенства

Идеальных лиц в природе не существует. Именно в этом и заключается неповторимость каждого человека.

Однако в стремлении к красоте многие люди забывают об этом и пытаются откорректировать внешний вид при помощи пластических хирургов, косметологов и визажистов до абстрактных величин.

В сети существует несколько сервисов, которые помогают рассчитать параметры «маски красоты» для каждого посетителя, используя соотношение 1: 1,618.

Ниже представлены числовые данные, на которых зиждется представление о безупречных параметрах:

  1. Пропорции лица измеряются по принципу деления его длины на ширину. Золотым сечением считается цифра равная коэффициенту 1,61.
  2. Ширина лица от крайних точек глаз должна составлять длину одного глаза, умноженную на пять.
  3. Если голову человека от верхней части до нижней разделить, словно экватором, пополам, то глаза в соответствии с канонами идеальности, должны строго располагаться на той черте, что разделяет череп пополам.
  4. Длине глаза соответствует отрезок от одного до другого внутреннего уголка глаз.
  5. Равными должны быть отрезки от верхнего края брови до линии роста волос, от конечной точки брови до центра носа, от носа до подбородка. То есть, все указанные линии делят лицо по горизонтали на три одинаковых отрезка.
  6. Ширина правильного носа на идеальном лице соответствовать расстоянию от одного внутреннего уголка глаза до другого.
  7. Отрезок от уголков губ должен равняться отрезку между радужками глаз.
  8. Если провести черту от центра нижней губы к внешнему уголку глаза, получится треугольник с равными сторонами.
  9. Идеальные брови начинаются от точки на вертикали, проведённой от крыла носа через внутренний угол глаза. Заканчиваются они на пересечении с линией, проведённой от крыла носа к внешнему уголку глаза.
  10. Уши располагаются на центральной трети лица, а их величина равняется расстоянию между линиями бровей, носа и подбородка.
  11. Подбородок по высоте должен быть не больше длины глаза.
  12. Расстояние между зрачками равно 46% от ширины лица.
  13. От губ до глаз расстояние составлять должно 36% от длины лица.
  14. В маску красоты должны вписать три пятиугольника, построенных по правилу «золотого сечения». Первый и второй – вокруг глаз, третий – между носом и ртом.

Если определённые параметры лица остаются за пределами идеальности, это говорит о широком и узком лице, больших и маленьких глазах, коротком и длинном носе и т. д.

Знаменитости с безупречными данными

Лица многих известных людей из сферы искусства и шоу-бизнеса близки к идеалам красоты. Кто-то из них обладает такими чертами от природы, кто-то приобрёл их при помощи пластики.

Ниже представлен список знаменитостей, идеальность лиц которых вычислялась при помощи наложения маски красоты Марквардта:

  1. Мадонна. У этой известной певицы практически идеальное лицо. Исключение составляет лишь его ширина.
  2. Моника Беллуччи обладает совершенными чертами лица в соответствии с маской доктора, однако, для 100% совпадения с идеалом стоит немного уменьшить губы.
  3. Шэрон Стоун – несомненная красавица. В «маску» немного не вписываются брови, которые следовало бы немного поднять.
  4. Грейс Келли – обладательница идеальной внешности. При наложении маски на её фотопортрет обнаружилось полное совпадение линий и геометрических фигур.

Способы создания безукоризненности

Далеко не все люди могут похвастать природной красотой, однако, существует огромное количество методик коррекции неидеальных лиц – начиная от правильного макияжа и причёски и заканчивая вмешательствами пластических хирургов.

Причёска

Правильная причёска поможет сгладить несовершенства – удлинить или укоротить лицо, увеличить высоту лба и т. д.

Вот несколько способов при помощи причёски изменить лицо:

  1. У девушек с крупными щеками распущенные волосы должны быть зачесаны за уши. За счёт этого расстояние между шеей и ушами будет визуально заполнено. Это продлит линию подбородка, и щёки не будут казаться слишком большими.
  2. Обладательницам оттопыренных ушей подойдёт пышная и кудрявая причёска. Это поможет скрыть недостаток.
  3. Женщинам с глубоко посаженными глазами необходимо носить чёлку , прикрывающую брови, но не закрывающие ресниц.

Филлеры

Филлеры или уколы красоты – это инъекции, с помощью которых моделируют овал лица. Существуют филлеры на основе ботулотоксина, гиалуроновой кислоты и прочие.

Благодаря этим уколам можно подтянуть овал лица, поднять брови или уголки губ и даже скрыть горбинку на носу.

Контурная пластика

Метод позволяет скорректировать глубокие морщины, подтянуть овал лица, уменьшить глубокие складки кожи.

Суть процедуры заключается в том, чтобы ввести под кожу в проблемные зоны филлеры. Чаще всего корректируют таким методом область подбородка, т. к. слишком короткие или скошенные подбородки не эстетично смотрятся. Тем не менее, не стоит рассчитывать на чудо после проведения контурной пластики.

Она на короткое время способна немного улучшить внешний вид. За устойчивыми кардинальными изменениями нужно обращаться к пластическому хирургу.

Подтяжка

Изменить пропорции и приблизить их к идеальным поможет подтяжка лица. Процедура подходит людям с ярко выраженными морщинами, нечётким контуром лица.

Пластический хирург во время операции подтягивает и фиксирует мышцы, удаляет лишний жир, восстанавливает мышечный каркас лица.

Благодаря операции достигается идеальная форма лица, сохраняется живая мимика, исчезают морщины на лице и шее, убирается второй подбородок.

Макияж

Правильный макияж поможет сделать некоторые черты лица близкими к принятым нормам. Существует большое количество косметических средств, способных решить эту проблему:

  1. Чтобы визуально сузить широкое лицо, необходимо на щёки нанести тон потемнее, а при помощи румян скулам придать форму треугольника.
  2. Сделать длинный нос менее заметным поможет нанесение тонирующего средства на его спинку и кончик более тёмного оттенка, чем на остальные части лица.
  3. Визуально уменьшает подбородок нанесение на его выступающую часть тёмного тона.

Что касается мужчин?

Понятие совершенных пропорций мужского лица несколько отличается от женского идеала. Вот какие качества идеального мужского лица вывели физиономисты из опросов тысячи человек:

  1. Больший отрезок между глаз.
  2. Небольшой узкий нос с прямой переносицей. Длина правильного носа составляет 5,8 см.
  3. Высокие скулы.
  4. Узкое лицо.
  5. Ширина лба равна половине его высоты.
  6. Прямые брови.
  7. Отрезок от брови до линии роста волос равен 6 см.
  8. Густые волосы.
  9. Расположение ушей соответствует трети овала лица.
  10. Слегка припухлые губы.
  11. Идеально симметричное лицо.

Цена коррекции

Как было отмечено выше, сделать своё лицо более привлекательным можно разными способами – самостоятельно или при помощи услуг парикмахера, косметолога и пластического хирурга.

В зависимости от метода будут варьироваться цены на услуги. В таблице, расположенной ниже, указаны средние цены на услуги в Москве.

О красоте по правилам золотого сечения более подробно рассказывается в видеоматериале.