Познавательные опыты с водой для любознательных детей. Домашняя лаборатория. Игры и опыты с водой - Играем вместе


Перспективное планирование с картотекой опытов на каждый месяц. При разработке планирования я использовала работы Крылова В.Г., Янова, Евсеева Н.В., которые напечатаны в сборнике «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника», составленная Нищевой Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе

Сентябрь.

Опыты с водой.

1 . Материалы: различные емкости для воды; чистая питьевая вода; чистые стаканы; чайные ложки; соль; сахар.

Ход опыта.

В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему?

Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.

2. Есть ли у воды запах?

Материалы: Емкости для воды; холодная и горячая вода.

В емкость налить холодную воду и понюхать, есть ли запах7 в другую емкость налить горячую воду и понюхать. Есть ли запах? Какое предположение можно сделать?

Вода не имеет запаха.

4. Куда делась вода?

Материалы: стакан с водой; маркер.

Ход опыта.

В стакан налить воду, отметить маркером уровень воды и поставить в самое теплое место помещения. Через день отметить изменение уровня воды. Почему уровень воды изменился? Что произошло?

Вода испаряется.

5. Трубочка пипетка.

Материалы. Трубочка для коктейля; стакан с водой; стакан.

Ход опыта.

Поставить рядом стакан с водой и пустой стакан. Опустить трубочку в воду. Взять трубочку двумя пальцами, при том указательным пальцем закрыть сверху отверстие трубочки, вытащить из воды и перенести в пустой стакан. Снять палец с трубочки- воды вытечет в пустой стакан. Проделав тоже самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По тому принципу работает пипетка, которая наверняка есть дома в вашей аптечке.

6. Живая рыбка.

Материалы: Плотная бумага; ножницы; емкость с водой; пипетка; растительное масло.

Ход опыта.

Из плотной бумаги вырезать небольшую фигурку рыбы. В центре проделать небольшое отверстие, от которого прорезать до хвоста узкую полоску.

В емкость с водой положить рыбку так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась сухой.

Наберите в пипетку немного растительного масла и капните одну большую каплю в отверстие фигуры рыбки, лежащей на воде. Рыбка поплывет.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по прорези. Впитывая воду из прорези, масло будет толкать фигурку рыбы.

Октябрь

Опыты с ветром.

1. Волны.

Материалы: Небольшие емкости с водой.

Ход опыта.

Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем больше волны.

Ветер – это движение воздуха. Если дуть на воду, получать волны.

2. Кораблики.

Материалы: Миски с водой; парусные кораблики.

Ход опыта.

Дети пускают парусные кораблики в «большое плавание» - помещают в мисочки с водой и дуют на паруса, кораблики плывут. Что происходит с корабликами если ветра нет? А если ветер очень сильный?

Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

3. Веер.

Материалы: Большая плоская емкость с подкрашенной (желтой) водой; веер.

Ход опыта.

Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух движется, и на воде образуются волны.

Ветер –это движение воздуха.

Ноябрь

Опыты с растениями.

1. Для чего корешки?

Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками; емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка; маркер.

Ход опыта.

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети зарисовывают.

Корешок растения всасывает воду .

2. Как увидеть движение воды по корням растения?

Материалы: Черенок бальзамина с корешками: вода с пищевым красителем.

Ход опыта.

Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют фукнцию корешков(они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).

А что еще корешки могут брать из земли?

Обсуждаются предположения детей. Рассматривают пищевой сухой краситель – питание, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что, если корешки заберут питание из воды, они, наверное, окрасятся в цвет красителя. Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают виде дневника наблюдений.

Корешок растения всасывает воду и питательные вещества. Вода движется по корешкам к стеблю и листьям растения.

3. Нужен ли корням растения воздух?

Материалы: емкость с водой; почва уплотненная рыхлая; две прозрачные емкости с черешками герани; пульверизатор; растительное масло; два горшечных растения одного вида: одно – ухоженное, земля в горшочке влажная, другое – увядает, земля в горшочке сухая.

Ход опыта.

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду(плохо смачиваются, мало воздуха, так как из плотной земли мало выделяется пузырьков воздуха). То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат.

Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха .

4. Запасливые стебли.

Материалы: Губка; бруски деревянные(неокрашенные), лупа, невысокие емкости с водой; глубокая емкость.

Ход опыта.

Педагог предлагает детям проверить стебли каких растений умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды: опускают в первую емкость деревянные бруски, во вторую- губки (бруски и губки представляют собой плотные и рыхлые стебли растений); проверяют через 5-10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют различную плотность. Взрослый самостоятельно предлагает выполнить опыты по алгоритму.

В пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

5. Как вода движется к листьям.

Материалы: Два стеклянных сосуда с водой(в одном вода подкрашена пищевым красителем); марке; черенок с бальзамина; лупа; нож; салфетка; лист бумаги; карандаши(все на каждого ребенка).

Ход опыта.

Взрослый каждому ребенку по очереди надрезает черенок бальзамина (появиться обильный сок). Предлагает рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду, предварительно отметив объем воды в сосуде, и оставляют его на некоторое время.

Воды в банке стало меньше –это видно на отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него. Вода движется к листьям.

6. Сколько воды пьет растение?

Материалы: Стеклянные колбы с водой; черенки спатифиллума и колеуса; маркер.

Ход опыта.

Срезают черенки для посадки и помещают их в колбы с одинаковым количеством воды.Отмечают уровень воды в колбах. Маркером. Через один, два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он не одинаков.

Растение с крупными листьями поглощают воды больше.

7. Нужно ли тепло растениям?

Материалы: Черешки герани; сосуды с водой.

Ход опыта.

Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев(на улице холодно, деревья «спят»). Взрослый предлагает поместить черешки герани в сосуды с водой и одни разместить между окон, другие на подоконнике. Дети наблюдают за ростом черешков в помещении и между окон. В помещении цветы чувствуют себя более комфортно. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости роста растений от тепла.

Холодно – растения растут медленно, тепло – растут быстро.

8. Как растение дышит.

Материалы: Комнатное растение; трубочки для коктейля; вазелин; лупа.

Ход опыта.

Воспитатель спрашивает, дышат ли растения?. Как доказать, что растения дышат?. Дети предполагают, опираясь на знания о процессе дыхания человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и затем выходить из него. Воспитатель предлагает детям подышать в трубочку. Затем одно отверстие трубочка замазывает вазелином и опять предлагает подышать детям через трубочку. Дети делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза: растения в листочках имеют небольшие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить то смазывают вазелином на одном листочке верхнюю сторону, на другом нижнюю, на третьем – обе стороны. Ежедневно в течении недели наблюдают за листьями.

Листья растения дышат нижней стороной. Те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, завяли.

9. Чем дышит растение.

Материалы: Прозрачная емкость с водой; лист на длинном черешке или стебельке; трубочка для коктейля; лупа.

Ход опыта.

Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Дети рассматривают срез стебля через лупу и видят небольшие отверстия, затем погружают стебель в воду и наблюдают выделение пузырьков из стебля. Взрослый с детьми исследует прохождение воздуха через лист растения по алгоритму; наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; здесь же проделывают отверстие для трубочки от коктейля и оставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют трубочку пластилином; встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.

Воздух через лист походит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Декабрь

Опыты с глиной и песком.

Опыт №1 . Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать песка на лист бумаги. Легко ли песок сыплется? Легко. А теперь взять стаканчик с глиной и попробовать насыпать на листок бумаги. Что легче сыплется: глина или песок? Песок. Глина сыплется комочками, ее нельзя легко высыпать из стаканчика, как песок.

Песок рыхлый в отличие от глины

Опыт№2 С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? Он состоит из очень мелких песчинок. Как же выглядят песчинки? Они круглые, очень мелкие, полупрозрачные (зависит от разновидности песка). Похожи ли песчинки друг на друга?. Одни дети ответят, что песчинки похожи, другие – что нет(не надо их разубеждать). Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине?. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине слепились очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с увеличением, предложите детям рассмотреть глину, растертую в порошок. Частички глины, которые можно разглядеть, намного меньше песчинок.

Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу; а глина - из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Январь

Опыты со снегом и со льдом

1. Снег и лед.

Цель: определение прозрачности снега и льда.

Оборудование: Снег и лед в емкостях, цветные картинки.

Вывод: через лед можно увидеть картинку как через стекло. Лед прозрачный. Снег – нет.

2. Снег и лед.

Цель: выяснить, обладает ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Оборудование: Снег и лед в емкостях, маленький молоток.

Вывод: снег – рыхлый, лед – твердый, но в тоже время он хрупкий; колется как стекло, а снег нет.

3. Снег и лед. Где быстрее наступит весна?

Цель: понаблюдать, что произойдет со снегом и льдом, помещенными в теплое место? Что быстрее растает?

Оборудование: Снег и лед в емкостях.

Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку чем на реку.

6. Снег и лед,

Цель: выяснить, где быстрее тает снег и лед: в теплой комнате, в варежке, на батарее и почему?

Вывод: быстрее растает снег и лед на батарее, где температура выше, а позже в варежке – там закрыт доступ теплого воздуха.

Февраль

Опыты с камнями.

1. Какие бывают камни?

Цели: Сформировать представление о разнообразности вида камней, свойства камня, учить классифицировать по различным признакам.

Ход опыта.

Воспитатель. Внимательно рассмотрите камни, какие они?

Дети. Разные. Большие и маленькие. Красивые, блестят.

Воспитатель. Дети, какие камешки вам нравятся больше?. Найдите самый красивый для вас камешек.Обоснуйте свое мнение.

Дети. Гладкий и цветной. Большой, на нем есть полосочки. Круглые, маленькие. Большие.

Воспитатель. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется?. (Дети затрудняются ответить).Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (Дети затрудняются ответить). Предлагаю взять несколько камешков и ладощки потрясти их. Что вы чувствуете?

Дети. Как они стучат.

Воспитатель. А почему они стучат?

Дети. Потому, что мы их трясем.

Воспитатель. А что с ними происходит в море?.

Дети. Они там стучат и бьются.

Воспитатель. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они

Трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладони небольшие шершавые камни). Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?

Дети. Не гладкие, холодные, неровные, царапаются.

Воспитатель. Чем отличаются эти камни от морских камней?

Дети. Не гладкие, острые, шершавые.

Воспитатель. Положите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите?

Дети. Трещинки, узоры.

Воспитатель. Что мы с вами узнали нового о камнях?

Дети. Камни бывают маленькие и большие, гладкие и шершавые, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый камень.

Цель. Сформировать представление о твердости камня.

Материалы. Камешки; пластилин; монеты.

Ход опыта.

Воспитатель.Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

Дети. Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

Воспитатель. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Дети. Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно.

Воспитатель. А почему, как вы думаете?

Дети. Потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

Воспитатель. Нацарапайте что- нибудь на камешке монеткой. Что получается?

Дети. Ничего не видно. Камень очень твердый.

Воспитатель. Почему говорят « стоит как каменный»?

Дети. Камешки твердые.

3.Тонет – не тонет.

Материалы. Морские камешки; кусочки гранита и пемзы; прозрачные сосуды с водой.

Ход опыта.

Воспитатель.Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду?

Дети. Он утонет.

Воспитатель. Бросьте камень в воду и наблюдайте, что будет с ним происходить.

Дети. Утонул

Воспитатель. Может ли камень плавать?

Дети. Нет

Воспитатель. Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу?

Дети. Нет, один легкий, другой – тяжелый.

Воспитатель. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду?.

Дети. Утонут.

Воспитатель. Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло?

Дети. Пемза не утонула, а гранит утонул.

Воспитатель. Как вы думаете почему?

Дети. Потому, что пемза легкая. В ней много дырочек и пузырьки были.

Воспитатель. А что это за пузырьки?

Дети. Это воздух, он легкий, Камешек тоже легкий и он не утонул.

Воспитатель. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

Может ли камень издавать звуки.

Материалы. Разнообразные камни.

Ход опыта.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки?

Дети. Может.

Воспитатель. Как нам это проверить?

Дети. Постучать камешками.

Воспитатель. Постучите разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?

Дети. Нет, не похожи. Тяжелые большие камни издают звук громкий, маленькие – звонкий, легкие – тихий.

Воспитатель. Камни издают звуки. Разные камни издают звуки не похожие друг на друга.

4. Меняют ли камни цвет?

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Пустые емкости; лейки с водой; камни.

Ход опыта

Воспитатель. Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет?.

Дети. Нет

Предложите детям положить в емкость камни полить их водой. Затем потрогать их в воде, и вытащить камни из воды.

Воспитатель. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие.

Дети. Они стали темными.

Воспитатель. Какие из них красивее, мокрые или сухие?

Дети. Мокрые красивее.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Дети. Мокрые камни меняют цвет .

5. Рисующие камни.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Небольшой лист фанеры; мел; уголь.

Ход опыта.

Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.

Воспитатель. Каким камнем лучше рисовать на листе фанеры: мелом или углем?

Дети. Мелом.

Воспитатель. Давайте попробуем то сделать. Я уверена, что ваше предположение окажется правильным.

Дети рисуют на листе фанеры мелом и углем.

Воспитатель. Чем рисовать лучше? Почему?

Дети. Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый, он царапает.

6. Теплый камешек.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Лампа; камешки разного цвета(обязательно должен быть камень черного цвета).

Ход опыта.

Воспитатель. Потрогайте разные камни и скажите, они теплые или холодные?

Дети. Холодные.

Воспитатель. Зажмите камешек в кулаке. Стал ли он теплее?

Дети. Чуть- чуть теплее.

Дети. У нас руки теплые.

Воспитатель. Возьмите белый и черный камешки, подержите их под светом лампы. Что изменилось?

Дети. Камешки стали теплые.

Воспитатель. Какой камень нагрелся сильнее?

Дети. Черный.

Воспитатель. Почему черный камень оказался самым теплым?(Дети затрудняются ответить). Дети, вспомните, какую одежду мы носим летом?.

Дети. Цветную

Воспитатель. В белой или черной одежде вам будет жарко?

Дети В черной.

Воспитатель. Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэто черный камень нагрелся больше, чем белый.

7. Легкий – тяжелый.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Камешки разной плотности и величины; весы.

Ход опыта.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно, посмотрев на камни, сказать какой из них самый тяжелый?

Дети. Можно. Самый Большой.

Воспитатель. Если взять камешки одного размера, они будут равны по весу?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как мы можем это проверить?.

Дети. Взять из в руки.

Воспитатель. Возьмите в одну руку пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему?

Дети. Пористый камень легкий, потому что в нем много дырочек, он тяжелый.

Воспитатель. А что находится в дырочках?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Как вы думаете, если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?

Дети. Плотный будет тяжелее.

Воспитатель. А как мы еще можем узнать вес камня?

Дети. С помощью весов.

Дети взвешивают камни на весах.

Воспитатель. Дети, какой можно сделать вывод?

Дети. Камни имеют вес. Вес камня не зависит от его размеров.

8. Прочный камешек.

Цель. Сформировать представления о свойствах камня.

Матералы. Камни разной плотности; молоток.

Ход опыта.

Воспитатель предлагает детям разбить камешки молотком.

Дети. Одни камень разбился, а другой – нет.

Воспитатель. Какой камень легче было разбивать?

Дети. Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки.

Воспитатель. Как вы думаете, почему?

Дети. Он мягкий, легкий, а другой плотный, тяжелый.

Воспитатель. Как называется этот камень?

Дети. Гранит, он крепкий.

Воспитатель. Говорят – прочный. Какой из тих камней прочнее?

Дети. Гранит прочнее, чем мел.

Воспитатель. Какие из камней, которые мы рассматривали раньше, прочные, а какие менее прочные?

Дети. Мрамор прочный, а известняк – нет.

Воспитатель. О каком свойстве камня мы сегодня узнали?

Дети. О прочности.

Март

Опыты с солью.

Опыт № 1 «Соль растворяется в воде»

Цель: показать растворимость соли в воде.

Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Соль используется при приготовлении пищи .

Опыт № 2 «Соль выпаривается и кристаллизуется»

Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе.

Оборудование: стаканчик с водой, соль.

В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

Апрель

Опыты с почвой

1. Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

Вывод. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

2. Показать, что в почве есть воздух.

Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

3 . «Загрязнение почвы »

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

Май

Опыты с воздушным шариком

1.Опыт с протыканием шарика.
Понадобится надутый воздушный шарик, скотч, металлическая спица или длинное шило.
Обязательно предупредите ребенка, что шарик после этого фокуса хоть и не лопнет, но будет безвозвратно испорчен.
Незаметно для ребенка наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Тогда фокус может получится даже без скотча
Объявите, что сейчас проткнете шар, а он не лопнет! И смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки.
Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

2. Опыт с несгораемым шариком.

Понадобится свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри).
Заранее договоритесь с малышом, что один из шариков лопнет (чтобы не было неприятного сюрприза). Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется. он лопнет.
А теперь "поколдуйте" над вторым шариком и объявите, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!
Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

3. Шарик-магнит .

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.


Начиная примерно с 4-5 лет, маленькие дети активно задают вопросы, касающиеся устройства нашей планеты, живой и неживой природы, и даже в 7 лет эта жажда познания не отступает. Подрастающему ребёнку жизненно важно изучить окружающий его мир и познать все возможности этой среды.

Вода – самое распространённое на Земле вещество. Опыты с водой для детей в четыре, пять, шесть или семь лет положат начало увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой.

В ходе экспериментов дети получат все необходимые знания о физических свойствах и законах окружающего мира.


Проведение опытов с родителями очень нравится детям

Главное, что потребуется, так это интерес ребёнка (и родителя), а также, хорошее настроение.

Почему именно вода?

Эксперименты с водой лучше прочих манипуляций сформируют у малыша базовое представление о живой и неживой природе. Налицо сплошные плюсы:

  1. Проведение опытов не отнимет много сил и не требует сложных навыков.
  2. Специальное дорогостоящее оборудование не понадобится. Для опытов подойдут подручные средства.
  3. Все опыты наглядные и простые для восприятия ребёнка.
  4. Манипуляции с водой, наблюдение за её «превращением» и получение готового результата увлекут ребёнка, позабавят и приятно удивят его.
  5. Во всех опытах используются только вода и нетоксичные вещества и материалы. Таким образом, проведение эксперимента полностью безопасно.
Опыты с водой требуют знаний техники безопасности

Детям до 7 лет объясните правила техники безопасности.

Совет родителям: перед проведением всех опытов с водой желательно поведать ребёнку о физических свойствах этой жидкости. Расскажите о трёх агрегатных состояниях вещества – твёрдом, жидком и газообразном.

Опыты для детей 4-5 лет

Пятый год жизни ребёнка подходит для того, чтобы начать знакомство с физикой.

В подобном возрасте интерес у детей велик, но пропадает он достаточно быстро, да и усидчивость ребёнка испаряется с каждой секундой. Приведённые ниже опыты адаптированы специально для детей 4-5 лет.

Форма воды

«Имеет ли вода форму?» - задайте этот вопрос ребёнку, прежде чем перейти к опыту. Вряд ли 4-летний малыш сможет дать ответ. Чтобы узнать истину, предложите маленькому экспериментатору взять стакан воды и переливать жидкость по очереди в различные сосуды: чашку, бутылку, резиновую перчатку. Мягкие сосуды (вроде перчатки или целлофанового пакета) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы пакета будет меняться и «форма» воды.


Опыт о форме воды - нужны различные емкости

Таким образом, ребёнок наглядно познакомится с одним из важнейших свойств воды (да и всех жидкостей в целом) – принимать форму того сосуда, в который она налита.

Контраст температур

«Можно ли определить температуру воды на ощупь?»

Для опыта понадобится три мисочки (в них должны свободно поместиться детские ручки).

  1. В первую миску налейте горячую воду (следите за температурой: она должна быть комфортной для ребёнка). Во второй миске – вода комнатной температуры. В третьей – холодная.
  2. Далее попросите вашего ребёнка погрузить одну ручку в миску с горячей водой, а вторую – в миску с холодной. По прошествии минуты дайте малышу опустить одновременно обе руки в ёмкость с водой комнатной температуры.
  3. Спросите «подопытного» о его ощущениях и задайте тот самый вопрос: «Тёплая вода или прохладная?»
  4. Руки в одной миске будут чувствовать разную температуру, что введёт ребёнка в заблуждение. В 5 лет юный учёный уже сможет самостоятельно оценить свои ощущения, поэтому опыт будет понятен каждому малышу.

Опыт с контрастными температурами в рисунках

Цветы лотоса

Вырежьте из бумаги цветки лотоса с длинными лепестками. С помощью карандаша или ножниц закрутите лепестки прямо к центру.

В широкий таз налейте воду, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивит ребёнка. Объяснить это можно тем, что, намокая, бумага тяжелеет, и тяжёлые листики сами тянутся вниз.

Совет родителям: не делайте всё самостоятельно – включите детей в процесс творчества!

Пускай они сами вырезают и пускают на водную гладь цветки. Максимально вовлекайте своё чадо в ход каждого опыта – только тогда происходящее заинтересует и увлечёт малыша.

Лёд тает

Дети в 5 лет большую часть информации воспринимают визуально, поэтому привнесите в опыт больше яркости. Перед заморозкой налейте в формочку окрашенную воду (просто растворите в ней немного гуаши или акварели). Четыре разноцветных кубика льда поместите в разные условия:

  • 1 – в тень;
  • 2 – на солнышко;
  • 3 – присыпьте солью;
  • 4 – положите в пакет и заверните в полотенце.

По прошествии времени (полчаса-час) пронаблюдайте с ребёнком, где же лёд растаял быстрее.


Опыты со льдом всегда очень интересные

Подобный эксперимент можно предложить и деткам шести лет, в таком случае будет уместна «научная беседа». Поинтересуйтесь мнением ребёнка: почему лёд быстрее тает в одних условиях и остаётся практически целым в других. Расскажите про удивительное свойство соли растворять ледышки. Объясните маленькому учёному, какие процессы происходили со льдом на солнце, в тени и в полотенце.

Опыты для детей 6 лет

Для детей 6-ти лет предыдущие опыты могут показаться простоватыми, хотя их тоже можно провести для общего развития. Ребёнку в таком возрасте свойственна любовь к более интересным и сложным , которые требуют большего участия и времени.

Цвет растения

Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс питания растений.

Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты.


Окрашивание растений в цветной воде

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.

На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.

Облако в банке

«Можно ли создать своё собственное облако?»

Конечно! Для этого наполните трёхлитровую банку так, чтобы уровень жидкости в ней составил 3-4 см. Вместо крышки накройте банку блюдцем (оно должно плотно прилегать к горлышку). На блюдце положите несколько кусочков льда (чем больше – тем лучше).


Опыт «Облако и дождик в банке»

Спустя некоторое время в банке образуется облако!

Процесс объяснить нетрудно. Горячая вода испаряется, тёплый пар поднимается вверх и накапливается у блюдечка – получается маленькое облако. Соприкасаясь с холодной поверхностью, пар образует на стенках конденсат. Вскоре количество водяных капель на стенках ёмкости увеличится. Под собственной тяжестью они начнут скатываться вниз – получится импровизированный дождь.

Подобный эксперимент для детей станет возможностью создать собственное дождевое облако, а также познакомиться с природой формирования облаков.


Интересный факт о воде и человеке - подготовьте несколько таких фактов

Совет родителям: когда вы получите результат, задайте ребёнку несколько вопросов. Спросите, почему и как происходят эти процессы. Если юный учёный не ответит – объясните для него, что к чему. Комментируйте любой результат, и тогда обучение принесёт свои плоды.

Замерзание

Ещё один опыт, демонстрирующий интересный эффект взаимодействия воды и соли.

  1. Налейте в два стакана воду. В первом пускай жидкость будет чистой, кипячёной и без примесей. В воду второго стакана добавьте соль, хорошо размешайте её до полного растворения.
  2. Далее поместите стаканы в морозилку часа на три.
  3. По истечению времени предложите ребёнку достать и сравнить образцы. Чистая вода замёрзнет, а вот подсоленная – нет. Результаты обсудите.

Такие опыты понравятся также и деткам 7 лет.

Опыты для детей 7 лет

Эксперименты для детей в возрасте 7 лет не отличаются от предыдущих большей сложностью, но здесь объясняются те законы физики, которых детям в 5 или 6 лет не понять. Возможно, в семь лет ваше чадо уже сможет самостоятельно делать некоторые выводы из опытов. В таком случае юного знатока стоит похвалить!

Оптика

В ходе следующего опыта вода станет своеобразным увеличительным стеклом!

Возьмите трёхлитровую банку, заполните примерно половину водой. В жидкость окуните предмет с чётко фиксированной формой (лучше всего взять яйцо). Рядом с банкой положите такой же предмет. Пускай ребёнок сравнит.


Оптические эксперименты с водой очень разнообразны

Конечно, маленьких экспериментатор сразу задаст вопрос: «Почему яйцо в банке больше чем то, что лежит на столе?»

Совет родителям: на этом этапе расскажите ребёнку о способностях воды преломлять лучи – вспомните школьный курс физики!

Продемонстрируйте то же свойство с другой стороны, например, поставьте карандаш в стакан с водой. Он уже не будет прямой линией – прямое свидетельство преломления.

Плотность воды

Демонстрацию можно проводить с использованием инвентаря из прошлого эксперимента. Нужны банка с водой, яйцо и поваренная соль.


Опыт на плотность воды можно выполнять с яйцом или картофелем

Налейте чуть больше воды – примерно две трети сосуда. Поместите туда яйцо, оно опустится на дно банки. Далее попросите ребёнка досыпать несколько ложек соли в воду. По мере добавления соли в жидкость яйцо начнёт всплывать к верху.

Именно здесь родители должны рассказать ребёнку о том, что такое плотность воды и как она может меняться. Для детей 7 лет эта информация будет очень интересной.

Уже в 5-7 лет дети чувствуют жажду познания. Им важно знать, как происходят природные процессы.

7-летнего ребёнка (как и детей помладше) привлекают все манипуляции, которые можно проводить с водой.

Все перечисленные выше опыты для детей помогут вашему чаду познать окружающий мир и провести увлекательное знакомство со свойствами самой распространённой жидкости на Земле.

Похожие материалы

Ольга Гужова

Опыты для детей подготовительной группы в детском саду

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Несколько важных советов :

1. Проводить опыты лучше утром , когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка , вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты .

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт , но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете ;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям ;

8. И самое главное : радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Опыт №1 . «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Опыт №2 . «Извергающийся вулкан»

Необходимый инвентарь :

Вулкан :

Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

Сода, 2 ст. ложки

Лава :

1. Уксус 1/3 стакана

2. Красная краска, капля

3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;

Опыт №3 . «Лава – лампа»


Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Опыт №4 . «Дождевые облака»


Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно) : сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт " можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.

В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Опыт №5 . «Краснокочанная химия»


Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.

В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.

Опыт №6 . «Надуй шар»


Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.

3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт №7 . «Цветное молоко»


Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

И вместе с ними познавать мир и чудеса физических явлений? Тогда приглашаем в нашу "экспериментальную лабораторию", в которой мы расскажем, как создавать простые, но очень интересные эксперименты для детей.


Эксперименты с яйцом

Яйцо с солью

Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.

Вам понадобятся:

  • Поваренная соль
  • Высокий стакан.

Инструкция:

1. Половину стакана наполняем водой.

2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек).

3. Мешаем.

4. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.

Объяснение

Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Яйцо в бутылке


Знаете ли Вы, что вареное цельное яйцо можно легко поместить в бутылку?

Вам понадобятся:

  • Бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца
  • Вареное яйцо вкрутую
  • Спички
  • Немного бумаги
  • Растительное масло.

Инструкция:

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Теперь поджигайте бумагу (можно просто несколько спичек) и сразу кидайте в бутылку.

3. Положите на горлышко яйцо.

Когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.

Объяснение

Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.

Эксперимент с шариком


Этот опыт показывает, как взаимодействуют между собой резина и апельсиновая цедра.

Вам понадобятся:

  • Воздушный шарик
  • Апельсин.

Инструкция:

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

Объяснение.

Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

Эксперимент со свечой


Интересный эксперимент, показывающий возгорание свечи на расстоянии.

Вам понадобятся:

  • Обычная свеча
  • Спички или зажигалка.

Инструкция:

1. Зажгите свечу.

2. Через несколько секунд потушите ее.

3. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.

Объяснение

Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.

Сода с уксусом


Шарик, который сам надувается, это очень интересное зрелище.

Вам понадобятся:

  • Бутылка
  • Стакан уксуса
  • 4 чайных ложки соды
  • Воздушный шарик.

Инструкция:

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Объяснение

Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.

Невидимые чернила


Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.

Вам понадобятся:

Инструкция:

1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.

2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.

3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.

4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.

Объяснение

Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Другие вещества, которые работают по такому же принципу:

  • Апельсиновый сок
  • Молоко
  • Луковый сок
  • Уксус
  • Вино.

Как сделать лаву


Вам понадобятся:

  • Подсолнечное масло
  • Сок или пищевой краситель
  • Прозрачный сосуд (можно стакан)
  • Какие-либо шипучие таблетки.

Инструкция:

1. Сперва наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.

2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.

3. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла.

4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Объяснение

Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.

Эксперимент со льдом


На первый взгляд можно подумать, что кубик льда, находясь сверху, в конечном итоге плавится, за счет чего и должен заставить воду разлиться, но так ли это на самом деле?

Вам понадобятся:

  • Стакан
  • Кубики льда.

Инструкция:

1. Заполните стакан теплой водой до самого края.

2. Осторожно опустите кубики льда.

3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.

По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.

Объяснение

Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она расширяется, увеличивая свой объем (вот почему зимой могут разрываться даже отопительные трубы). Вода из растаявшего льда занимает меньше места, чем сам лед. Поэтому когда кубик льда тает, уровень воды остается примерно такой же.

Как сделать парашют


Узнайте о сопротивлении воздуха, сделав небольшой парашют.

Вам понадобятся:

  • Полиэтиленовый пакет или другой легкий материал
  • Ножницы
  • Маленький груз (возможно, какая-либо фигурка).

Инструкция:

1. Вырезаем большой квадрат из полиэтиленового пакета.

2. Теперь обрезаем края так, чтобы получился восьмиугольник (восемь одинаковых сторон).

3. Теперь привязываем 8 отрезков нитей к каждому углу.

4. Не забудьте сделать небольшое отверстие в середине парашюта.

5. Другие концы нитей привяжите на маленький груз.

6. Используем стул или находим высокую точку, чтобы запустить парашют и проверить, как он летает. Помните, что парашют должен лететь как можно медленнее.

Объяснение

Когда выпускается парашют, груз тянет его вниз, но при помощи строп парашют занимает большую площадь, которая сопротивляется воздуху, за счет чего груз медленно опускается. Чем больше площадь поверхности парашюта, тем больше сопротивляется эта поверхность падению, и тем медленнее будет опускаться парашют.

Небольшое отверстие в середине парашюта позволяет воздуху медленно проходить через него, а не заваливать парашют на одну сторону.

Как сделать торнадо


Узнайте, как сделать торнадо в бутылке с этим веселым научным экспериментом для детей. Использованные в эксперименте предметы легко найти в обиходе. Сделанный домашний мини-торнадо намного безопаснее торнадо, который показывают по телевидению в степях Америки.

Летом домашние опыты с водой для детей очень кстати. Всем малышам нравится играть и повозиться в воде в жаркую погоду. Проведение таких «исследований» позволяет им ознакомиться с важнейшими свойствами воды. Поэтому представим их, прежде чем перейдем к интересным, познавательным, веселым, наглядным опытам.

Свойства воды

Вода — основа жизни. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Известны три состояния воды: жидкое, газообразное и твердое. Рассмотрим следующие свойства воды.

    1. Прозрачность. Возьмите два стакана. В один налейте воду, в другой – молоко. Дайте крохе по бусинке и предложите ее опустить по очереди в оба стакана. Бусинку с легкостью можно увидеть в стакане с водой, поскольку вода кристальная и прозрачная.
    2. Бесцветность. Для подтверждения в стаканы налейте воду и различными цветами краски раскрасьте ее. Воду в одном стакане оставьте бесцветной и прозрачной, то есть такой, какой она была.

Есть предметы, которые тонут в воде, а некоторые остаются на поверхности и плавают. Опустите в воду различные вещи – камешки, бумажные кусочки, шишки, предметы из металла, дерева, и понаблюдайте, какие из них утонут, а какие нет.

Домашние эксперименты с водой

Опыт 1. С обычной краской

Берете обыкновенную краску и капаете в воду по одной капле. Наблюдаете, как она постепенно перемешивается. Цвет в воде становится менее ярким. Чем краски больше, тем цвет становится ярче.

Опыт 2. На поиски клада

Школьникам интересно будет сделать такой опыт. Для этого понадобятся пуговички, камешки, блестки, ракушки. Наливаете в стакан воду и высыпаете «клад». Далее ставите его в морозилку. Ждите замерзания воды. Как только она замерзнет, начинаете вынимать ледяной кусок ложкой или пинцетом, а затем опускаете его в теплую воду. Кода он начинает таять, добываете «сокровища».

Опыт 3. Впитывание воды

Налейте в емкость воду и поднесите к ней губку и следите за тем, что произойдет. Вода, подпрыгнув вверх, впитается в поры. Затем поднесите к воде различные вещи и следите за тем, какие способны ее впитать, а какие не имеют впитывающие свойства.

Опыт 4. С кубиками льда

Деткам 5 – 6 лет будет интересен такой опыт. Заморозите лед, делая из них особенные кубики. Берите тонкие коктейльные трубочки, на 5 см обрежьте их в длину и вставьте в ледяную форму. Потом положите в морозильную камеру. После замораживания получатся крепкие кубики с трубочкой. Правда, похожи на кораблики? Прикрепляя парус к матчу, запустите кораблики по лужам или в ванночку с водой.

Опыт 5. «Плывущее» яйцо

Возьмите сырое яйцо. Положите его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем выньте яйцо и растворите туда 2- 3 ложки соли. Снова опустите его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Вы увидите, что яйцо плавает на водяной поверхности.

Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.

Опыт 6. «Кипение» холодной воды

Намочите и отожмите носовой платок. Затем накройте им полный стакан с холодной водой и аптечной резинкой закрепите платок на стакане. На середину платка продавите пальцем так, чтобы он вошел в воду на 2-3 см. Затем переверните стакан вверх дном над раковиной. Держите стакан одной рукой, а другой слегка ударяйте по дну. И что происходит? Вода начинает «кипеть» или бурлить в стакане.

Объяснение: мокрый платочек воду не пропускает. При ударе по стакану, образуется вакуум в нем и через носовой платок воздух поступает в воду, впитываемый вакуумом. Этими пузырьками воздуха формируется мнение о «кипении» воды.

Опыт 7. Исчезающая вода

Возьмите два одинаковых стакана и налейте их водой до одного и того же уровня. Отметьте его фломастером. Один стакан накройте крышкой, а другой оставьте открытым. Положите их в теплое место. На другой день увидите, что уровень воды в открытом стакане стал ниже, а в закрытом не изменился.

Что произошло? Под тепловым воздействием вода в открытом стакане испарилась и превратилась в мельчайшие частицы пара, которые рассеялись в воздухе. Отсюда вывод: когда-нибудь все мокрое высыхает.

Опыт 8. Со льдом

В стакан, наполненный до краев водой, опустите кусок льда. Лед начнет таять, а вода через край не перельется. Отсюда следует, что вода, в которую преобразовался лед тяжелее и занимает меньше места, чем лед. Вывод: лед легче воды.

Опыт 9. Радуга

Продемонстрируйте деткам радугу в комнатке. Под маленьким углом положите в воду зеркало. Затем поймайте зеркалом солнечный лучик и на стену направьте. Его вращайте до тех пор, пока на стене не увидите спектр света. Роль призмы, которая разлагает свет на составляющие, выполняет вода. Малышам очень понравится этот опыт, поскольку они увидят радугу.

Чтобы ваши малютки извлекли полезные и интересные информации о воде, делайте домашние опыты с водой для детей. В этом видео вы найдете еще несколько идей для экспериментов.