Особенности развития внимания у ребенка


Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому педагоги активно привлекают родителей к процессу обучения детей с раннего возраста. Не случайно акцент делается на развитие внимания в возрасте до 6 лет.

Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.

Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль для школьников. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.

Как можно охарактеризовать внимание

Главная проблема в процессе развития - это неусидчивость детей. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить даже самый простой урок.

В этом случае поможет ещё одно качество, которое присуще детям в этом возрасте – любознательность. Малыши очень любопытны. Поэтому любой процесс обучения детей должен их заинтересовывать и вовлекать. Информация «из-под палки» не будет усваиваться. В худшем случае, такой урок нанесёт психологическую травму ребёнку.

Особенностью внимания детей 5-6 лет является то, что его привлекает внешний вид предметов. Внимание делят на несколько видов:

  1. Произвольное – этот вид требует от человека, приложить усилия для сосредоточения. То есть это принудительный процесс, когда человек делает то, что надо.
  2. Непроизвольное – возникает стихийно, и не зависит от усилий человека.
  3. Послепроизвольное – возникает в течении обучения, снимая сосредоточение и волевое усилие.

Дети в возрасте 5-6 лет ещё не способны самостоятельно принуждать себя к чему-либо. Поэтому их внимание, в основном, произвольное. Процесс обучения должен быть построен на привлечении внимания ребёнка и его удержании. С каждым уроком время удержания внимания будет увеличиваться.

Непроизвольное внимание малыша возникает и остаётся, пока сохраняется интерес к объектам. Психологи рекомендуют, заставлять ребёнка рассуждать в слух. Тогда процесс вовлечения в обучение максимален.

Внимание обладает свойствами:

  • устойчивость;
  • концентрация;
  • объёмность;
  • избирательность;
  • переключаемость.

Нарушение любого свойства приводит к изменению поведения малыша.

Важно: до 5 лет малыш не может концентрироваться и управлять своим вниманием. Его могут привлекать большие яркие предметы, громкие звуки и т.д. Но к 6 годам ситуация кардинально меняется. Развитие идёт по другому пути. Дети погружаются в исследование новых знаний с головой. Они уже могут контролировать своё внимание, речь и ход мыслей. Правда совсем недолго.

Как определить уровень внимания

С каждым годом произвольное внимание развивается и становится устойчивее. У детей 5-6 лет уже есть возможность следить за ходом своих мыслей, делать выводы и анализировать ситуацию.

Чтобы понять на каком уровне у ребёнка находится развитие внимания, используют объективные и субъективные методики:

  1. Таблица Равена.
  2. Алгоритм Б.Бурдона «Корректурная проба».
  3. Алгоритм Н.Гуткиной «Домик».

Для определения уровня внимания используют не только методики тестирования детей. Родители тоже должны участвовать в этом процессе. Педагоги обычно предлагают им заполнить анкеты, и проводят опрос.

Это методики, которые используют опытные педагоги и психологи в образовательных учреждениях. Дома у вас вряд ли получится справиться с такими методиками самостоятельно, и сделать правильные выводы.

Важно: объем внимания ребёнка до 5 лет - это не более 2 объектов, которыми он заинтересуется. К 6 годам это уже 3 объекта. Школьники могут удерживать внимание на 5 объектах, а взрослый человек на 7. Не стоит требовать от вашего малыша больше, чем он может по возрасту .

Для самостоятельного определения уровня внимания ребёнка можно использовать простые игры:

  1. Найди 5 отличий (две одинаковые картинки, за исключением нескольких деталей).
  2. Найди одинаковую пару.
  3. Найди спрятанный треугольник/квадрат/круг на картинке.
  4. Лабиринт (нельзя использовать карандаш, поиск выхода только глазами).

Так легко понять – может ли ваш малыш проявить усидчивость и справиться с заданием. Нормой для концентрации внимания в возрасте 5-6 лет считается время: 10 — 30 минут.

Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе. Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.

Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.

Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.

Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.

Учительница:
- Настя, Рябинина, ну почему ты не слушаешь?
Повтори, что я сейчас рассказывала про тайгу?
Настя Рябинина:
- … Бывают, конечно, такие случаи…
Учительница:
- Что ты имеешь в виду?
Настя Рябинина:
- Был… был вот такой случай, один человек пошел погулять и заблудился….

Последовавший рассказ Насти Рябининой шокировал учительницу Марьяну Борисовну, героиню фильма «Ох уж эта Настя!». Ей ничего не оставалось, как прийти домой к ученице, чтобы поговорить с родителями о том, почему Настя такая невнимательная на уроках.

А вашему ребенку тоже трудно сосредоточить внимание? Он выглядит рассеянным и несобранным? Или он быстро сосредоточивается, но и также быстро теряет внимание?

Рассмотрим особенности развития внимания у детей через Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Этот уникальный метод позволяет правильно дифференцировать те психические свойства и функции, от которых зависит развитие навыков произвольного внимания у детей с разными векторами. Развитие психических свойств и функций - памяти, внимания, мышления - происходит до 10-12 лет и еще немного до 16 лет. В дальнейшем идет уже реализация развитых свойств. Как правило, различные расстройства внимания у детей начинают ярко наблюдаться с 6-7 лет. Связано это с началом обучения в школе. Поэтому развитием внимания у детей нужно начинать заниматься еще до 6 лет.

Развитие внимания у ребенка с кожным вектором

Часто ребенку с кожным вектором приписывают синдром дефицита внимания и гиперактивность. Это от природы очень подвижный ребенок с гибкой психикой. Ему трудно высидеть 45 минут урока. Он может часто отвлекаться. Именно потому, что способен делать несколько дел одновременно. Может и слушать, и разговаривать, и писать. Он переключается с одного занятия на другое, недоделав ни одного до конца, поэтому может выглядеть неорганизованным и чрезмерно активным.

Ребенок с кожным вектором обладает логическим мышлением. При правильном развитии его психических свойств способен реализоваться в профессиях от танцора до инженера, руководителя, организатора бизнеса и законотворца. Именно эти профессии требуют гибкости тела и ума. Постоянная обработка новой информации и введение новых технологий - это то, без чего не обходится сегодня ни одна сфера жизни.

Гибкость и способность переключать свое внимание с одной задачи на другую - залог стрессоустойчивости в современном городском ритме. Ну а чтобы ребенок с кожным вектором научился выполнять начатое дело до конца, нужно подкреплять его интерес, логически объяснять, зачем ему это нужно. Например, изучение математики в школе необходимо не для того, чтобы он стал математиком, а для того, чтобы развивался его мозг. Иметь развитый мозг в современном мире очень выгодно. А чтение нужно для того, чтобы развивалось образное мышление, которое в нынешних реалиях добавляет конкурентоспособности в бизнесе и карьерном росте. Обещания интересных для него приобретений - велосипеда, коньков, футбольного мяча - тоже хороший стимул.

Ребенка с кожным вектором очень важно вовлечь в танцы, плавание, активные виды спорта с соревнованиями. Реализуя свою потребность в движениях на тренировках вне класса, он будет на уроках легче сохранять внимание. Насыщенный ритм жизни и дисциплина с детства способствуют развитию организованности у таких деток. А спорт и соревнования прививают навык к достижению цели по всем правилам, который и в учебе помогает достигать хороших результатов.

Особенности развития внимания у ребенка с уретральным вектором

Ребенок, наделенный от природы уретральным вектором, самый активный в своем поведении, поэтому диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность ему заслужить тоже очень легко. Внешне его активность может быть схожа с активностью ребенка с кожным вектором. Но причины его подчас вызывающего поведения очень отличаются. Наряду с непримиримостью к привычным для всех нормам и правилам природа наделила будущего вождя особой ответственностью за коллектив. Для него он способен совершать прорывы, вести всех за собой. Ребенок с такими психическими свойствами будет внимательно изучать только те предметы, которые вызывают у него настоящий интерес. И этот интерес не нуждается в положительном подкреплении и создании особых условий для развития навыка произвольного внимания. Это особенность именно уретрального вектора.

Развитие внимания у неторопливого, медлительного ребенка

Гиперактивность такому ребенку не свойственна, но если не знать особенностей психических свойств анального вектора, то и у медлительного, неторопливого ребенка можно наблюдать признаки синдрома дефицита внимания. Дело в том, что ребенок с анальным вектором обладает негибкой психикой, способной длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Он обладает хорошей памятью и способностью перерабатывать большие объемы информации. В будущем это профессиональный ученый, историк, учитель, врач или хирург. От природы такой ребенок любит учиться.

Когда он сосредоточен на одном занятии, не стоит его резко переключать. Ему необходимо больше времени, чтобы закончить начатое, а также поддержка в том, что он на правильном пути. Если, напротив, такого ребенка подгонять и торопить, то сосредоточить свое внимание ему будет сложнее.

Постоянное откладывание и неспособность начинать, а также трудности в переключении внимания тоже расцениваются как синдром дефицита внимания у детей. Но это всего лишь особенности психических свойств, которым требуется правильное развитие. Если в процессе учебы ребенок со свойствами анального вектора не получает правильного развития, у него могут появиться обиды, упрямство, а затем и полное равнодушие к учебе и отторжение ее в знак протеста.

Развитие внимания у ребенка со звуковым вектором

«Верхние» вектора определяют способ восприятия мира человека. Ребенок со звуковым вектором - обладатель абстрактного интеллекта. В своем восприятии он сосредотачивается на тончайших смыслах мироздания. Может выглядеть малоподвижным, задумчивым, отстраненным, малообщительным. Эти особенности также зависят от нижних векторов и от наличия других верхних.

Ребенку со звуковом вектором всегда требуется немного больше времени для ответа. «А? Я? Что?» - как бы выныривая из своего абстрактного мира и сосредотачиваясь на вопросе учительницы, начинает свой ответ будущий гений. Ученый, физик или математик, астроном, музыкант, композитор или писатель. Таких гениев рождается немного, всего 5%. Их нужно беречь, потому что открытия, которые они способны сделать, это будущее человечества. Такой ребенок резко отличается от других детей, не вписывается в общие рамки. Педагоги и даже психологи ошибочно могут считать, что у него расстройство внимания.

Он трудно переносит повышенный уровень шума, крик. Периодически ему требуется обязательно побыть в тишине одному, чтобы просто отдохнуть от школьного шума. Он может не понимать причины усталости, но от постоянно повышенного уровня шума дома тоже может уставать. Поэтому родителям следует быть особо внимательными к звуковой экологии в своем доме, если в семье растет звуковичок. Если на такого ребенка кричит мать, учительница или у него нет возможности отдохнуть от шума, то способность к сосредоточению внимания у него нарушается, ему становится трудно учиться, усваивать материал. Он уходит в себя вплоть до проявления аутистических качеств. И это также может расцениваться как признак синдрома дефицита внимания.

Развитие внимания у ребенка со зрительным вектором

Ребенок со зрительным вектором - это наша героиня Настя Рябинина из фильма «Ох уж эта Настя!», небольшой диалог из которого мы привели в начале нашей статьи. Такой ребенок имеет яркий образный интеллект, он может быть безудержным фантазером, постоянно придумывать разные истории. А так как зрительники большие любители животных, то, конечно, и в их фантазиях они часто бывают героями. Это будущие художники, дизайнеры, актеры театра и кино, представители культуры и проводники культуры в массы.

Развитие внимания у ребенка с оральным вектором

Еще раз хотим обратить ваше внимание, уважаемые родители и педагоги, что грамотно организованный процесс школьного обучения с учетом психических свойств ребенка значительно облегчит решение задачи школьной успеваемости.

Ребенок с оральным вектором - это будущий оратор, способный объединять людей всеобщей идеей, теле- и радиоведущий. При обучении орального ребенка нужно понять, что такой ребенок буквально думает говорением. Этот маленький говорун уже с детсадовского возраста собирает группу ребят, чтобы позабавить их своими рассказами, а то и анекдотами. И в школе такой ребенок быстро подружится с ребятами и найдет общий язык со всеми, будет шутить и получать удовольствие от того, что всем весело от его балагурства. Желание говорить и быть при этом услышанным для него главное.

Если обычный режим обучения выглядит так, что нужно сначала подумать, а потом сказать, то с эти ребенком все наоборот. Функция внимания, сосредоточение на смыслах и их осознание у него активируется в процессе говорения. Для ускорения мышления такому ребенку полезно проговаривать вслух задание и выучивать устный материал через проговаривание вслух.

Поэтому для развития и реализации его психических свойств ему обязательно нужно предложить театральный кружок, дискуссионный клуб, факультативные занятия по литературному чтению. Кстати, литература - это именно тот предмет, который способствует правильному психическому развитию орального ребенка.

Когда никто из домашних не находит время выслушивать орального ребенка, когда ему постоянно затыкают рот, считая его болтуном, на уроке не спрашивают для устного ответа, если еще и наказывают тем, что не отпускают гулять и общаться со сверстниками, тогда у него не развивается природный вербальный интеллект - основной способ его мышления, значительно снижается потенциал в освоении школьной программы, успеваемость, интерес к обучению. Снижается внимание. Не научившись правильно пользоваться вербальным интеллектом, ребенок трудно обучается, тяжело воспринимает информацию, особенно на слух, так как все его внимание сосредоточено не на том, что он слышит, а на том, чтобы скорее начать говорить, причем что угодно, лишь бы привлечь внимание. Так у него возникает желание сплетничать.

В этой статье мы кратко рассмотрели особенности психики детей с некоторыми векторами. Но векторов всего восемь, и в разных сочетаниях они могут присутствовать у современных детей.

Когда мы не понимаем глубинные бессознательные мотивы поведения детей, тогда мы начинаем приписывать им разные диагнозы вплоть , кормим детей таблетками и водим к психологам.

А можно пойти другим путем - разобраться в особенностях развития внимания у детей уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

В силу возраста дети не способны сосредотачивать внимание произвольно. Особенно это касается младшеклассников, которым в один момент интересно всё. Родители часто задаются целью привить ребёнку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путём интересных игр и постоянного контроля, рассмотрим важные аспекты воспитания.

  1. Ищите новые нестандартные способы привлечения внимания ребёнка. Сделать это можно с помощью наглядного и неожиданного примера, который сопровождается массой эмоций с вашей стороны. Если малыш занят определённым делом, полностью на нём концентрируясь, не торопитесь давать ему новое задание, чтобы не отвлекать.
  2. Выбирайте соответствующее время для проведения занятий. В комнате не должно быть ярких игрушек, которые не позволят малышу сосредоточиться. Не стоит начинать упражнение, если в соседнем помещении играет музыка или шумят домочадцы. Заранее договоритесь с семьёй, что они не будут вас тревожить и мельтешить перед глазами, чтобы не сбивать чадо с толку.
  3. Прежде чем дать малышу конкретное задание, оцените его с точки зрения ребёнка. Упражнение на повышение внимания должно быть легкодоступным, внятным, весёлым и доброжелательным. Желательно выстраивать логическую цепочку для ребёнка в виде пошаговой инструкции.
  4. Во время проведения упражнений на концентрацию внимания следите за собственными эмоциями. Ни в коем случае не хмурьтесь, если этого не требует сценарий. Не повышайте голос, не упрекайте ребёнка. В течение всего занятия необходимо вести себя дружелюбно и сдержанно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Улыбайтесь, не скупитесь на комплименты, восторженно визжите.

Упражнения для развития внимания у ребёнка

Найди игрушку
Возьмите 5 игрушек, расположите их перед ребёнком. Попросите чадо закрыть глаза, после чего спрячьте один предмет. Теперь ребёнку необходимо открыть глаза и сказать, какая игрушка пропала. Со временем вы заметите, как малыш начнёт с лёгкостью концентрироваться. После этого момента стоит увеличить количество предметов до 7 или 10.

Повтори последовательность
Возьмите цветной картон, вырежете из него 2 больших красных круга, 2 зелёных квадрата, 3 разноцветных треугольника и обязательно 2 жёлтых звезды. Распределите на равной поверхности все предметы в той последовательности, в какой посчитаете нужным. Посадите ребёнка напротив, выделите ему 3 минуты, чтобы малыш запомнил комбинацию. Попросите чадо закрыть глаза, перемешайте фигурки в одну кучу. Поручите малышу воспроизвести увиденную ранее последовательность. Очень важно вам самим запомнить, где находилась каждая фигура, чтобы не сбивать ребёнка с толку. Для начала можно располагать вырезки по возрастанию или по цвету, а затем использовать хаотичный порядок.

Подчеркни буквы
Распечатайте на альбомных листах текст крупным шрифтом или возьмите обычную детскую книжку. Попросите ребёнка зачеркнуть (подчеркнуть) все буквы О и Б. Во время занятий следите за тем, чтобы малыш просматривал слова построчно, а не бегал глазами по листу хаотично. В среднем упражнение выполняется 5 минут, для этих целей включите секундомер, чтобы показать всю серьёзность порученного задания. Дети 6-8 лет должны просмотреть за отведённое время около 300-400 знаков, при этом количество ошибок не должно превышать 10. Желательно делать упражнение каждый день по 2 раза. Со временем необходимо усложнить задачу, прибавив ещё 2 буквы - А и В.

Найди 5 отличий
В любом канцелярском магазине продаются детские книжки для развития концентрации и внимания. Обычно они состоят из 12-15 листов, на каждом обороте нарисовано по 2 фигуры, имеющие незначительные различия. Попросите малыша внимательно просмотреть картинки и найти отличия между нарисованными персонажами. Чтобы у ребёнка не иссяк интерес, приобретите не 1, а 5-7 книг, обрабатывайте их по очереди. Также продаются издания, где необходимо обнаружить одинаковые объекты. Используйте 2 вида попеременно, чтобы в разы увеличить эффективность.

Опиши предмет
Перед очередной прогулкой договоритесь с малышом, что отныне на вас возложена ответственная миссия. Уточните, что в определённый момент вы будете показывать на какой-либо предмет, а ребёнок должен на нём сконцентрироваться. Придумайте определённую команду, которая будет понятна вам двоим. Подойдут восклицания «Внимание!», «Але оп!» и прочие. В первое время стоит заострять внимание только на крупных предметах, будь то разноцветное здание, голубой автомобиль или повозка с лошадью. По истечении месяца ежедневных тренировок усложняйте задание, выбирая предметы поменьше. Ещё через пару недель добавьте новый пункт: просите малыша описать увиденный предмет. При этом ему стоит обращать внимание на цвет, форму и незначительные детали. Чаще хвалите ребёнка, но делайте это с умом. К примеру, он заметил собаку и уточнил, что у неё лапки белого цвета. Похвалите и произнесите «Ты такой внимательный! Мне очень понравилось, что ты увидел белые лапки, а я нет. Продолжай в том же духе!». Если чадо поймёт, что его внимание похвально, он начнёт стараться в разы лучше, а тренировки с каждый днём будут более эффективными.

Найди друга
Упражнение рассчитано на выполнение в большом кругу детей, к нему часто прибегают психологи и педагоги. Вы - комиссар, дети - помощники. Посадите малышей в круг, а сами сядьте поодаль, чтобы внимательно наблюдать за своим чадом. Выделите определённого ребёнка, к примеру, мальчика в голубой рубашке. Затем произнесите фразу «Внимание, помощник в голубой рубашке, просьба подойти к комиссару!». Дети начнут осматривать друг друга, далее помощник выходит и продолжает игру, но теперь он - комиссар. Желательно выбирать не большие предметы, такие как джинсы или рубашка, а нечто мелкое. Подойдут застёжки на обуви или наручные часы, кулончик, цветные пуговицы.

Соблюдай правила дорожного движения
Участвовать могут все: бабушки, дедушки, мамы, папы, друзья. Суть игры заключается в правильном регулировании автомобильного движения. Нарисуйте на асфальте перекрёсток, укажите на нём пешеходные переходы, сигналы «Стоп» и другие знаки, которые будут понятны детям. Поставьте в центр одного ведущего. Разделите участников, на 2 группы - пешеходы и водители. В какой из них будет ваш ребёнок неважно, концентрироваться необходимо всем. По сигналу регулировщика машины начинают ехать, а пешеходы - переходить дорогу. Ведущий должен следить за соблюдением ПДД. Кто нарушает правила - вылетает из игры.

Во время проведения игр, направленных на улучшение концентрации, старайтесь выражать эмоции. Хлопайте в ладоши, хвалите ребёнка, делайте всё, чтобы восторг от мероприятия передался вашему малышу. Следите за правильным выполнением упражнений, повышайте сложность после закрепления определённых навыков.

Видео: как развивать память и внимание

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»

Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью .

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка .

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы .

Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки .

Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания .

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности . Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.


Таким образом , повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».

Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития.

В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания .

Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти .

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания .

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания.

Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Вот еще несколько игр для развития внимания детей:

« Что изменилось ?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

« Найди отличия ». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

« Найди одинаковые ». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

« Ухо-нос ». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

« Карлики и великаны ». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

« Замри ». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

« Повторяй за мной ». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,выбывает из игры.

« Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочкомв руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.

« Съедобное - несъедобное ». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

« Игра с флажками ». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.


Читайте в этой статье:

Рассматривая характеристику всех жизненных процессов, происходящих у детей, можно выделить следующие сферы деятельности: познавательная, эмоциональная и волевая. Однако картина будет неполной без еще одного процесса — внимания. Развитие внимания у детей проходит несколько возрастных стадий.

Развитие детского внимания

Ученые дают следующее определение вниманию — это психический процесс, благодаря которому человек может сосредоточиться на каком-либо значимом для него объекте. По словам К. Д. Ушинского, его можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.

По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.

Сосредоточение детей может быть направлено на внешние объекты или на его внутренний мир. Задача этого процесса не только создать оптимальные условия для психической деятельности, но и развить у малыша способность быстро реагировать на изменения в ситуации. Процессы познания имеют направленность на определенный объект. Эти процессы отражаются в восприятии чего-то воображаемого нами. Они имеют отношение человека к миру. Все процессы и ощущения имеют определенное содержание.

Развитие внимания начинается с самого рождения и происходит на протяжении всей жизни.

Особенности развития внимания детей раннего возраста

Многие взрослые думают, что сосредоточение внимания у детей новорожденных практически отсутствует, но они ошибаются. Показателем возможности сосредоточения у детей раннего возраста можно назвать способность малыша реагировать на яркие и сильные раздражители.

Проявление сосредоточения можно заметить уже на самом раннем жизненном этапе. Естественно, поначалу этот процесс возникает непроизвольно. К примеру, изменить характер поведения малыша и вызвать у него ориентировочные реакции, способны раздражители, которые напрямую связаны с питанием.

Самыми первыми признаками наличия сосредоточенности у детей являются зрительное и слуховое восприятие, которое можно заметить уже в середине первого месяца жизни. Малыш уже способен реагировать на звук, звонок или какой-нибудь другой слуховой раздражитель. Он замолкает, может перестать двигаться и начинает прислушиваться к звукам. Как только раздражитель исчезнет, малыш может снова вернуться к тому, чем занимался.

Уже через 2-3 недели можно заметить, как развивается внимание у детей. Малыш начинает прислушиваться к голосу взрослого, который разговаривает рядом. Он может перестать плакать и двигаться, сосредоточив все свое внимание на том, кто с ним разговаривает. При этом идет развитие координации движений малыша.

В это же время дети постепенно начинают проявлять зрительное сосредоточение. Они перестают двигаться и стараются сфокусировать взгляд на объекте. Конечно, первые проявления внимания еще совсем слабые, поэтому кажется, что оно отсутствует. При этом происходит развитие координации малыша в окружающем пространстве.

Когда младенцу исполняется два месяца, продолжительность слуховой и зрительной сосредоточенности несколько увеличивается. Малыш начинает замечать яркие игрушки, а если такая игрушка еще издает звуки или ее озвучивает взрослый, то внимание на ней может задержаться дольше.

Следующий этап развития внимания у детей — это проявление комплекса оживления в ответ на общение с взрослым. Проведя исследования, ученые сделали вывод, что движущиеся объекты дольше привлекают детей, чем неподвижные. А больше всего дети реагируют на движение взрослых.

По достижении детьми полугода они уже способны выделять человека и сосредоточиться на его движениях и звуках, которые он воспроизводит. В течение года именно взрослый является основным раздражителем, который вызывает интерес у ребенка и поддерживает его на должном уровне.

Пятимесячные дети большой интерес проявляют к предметам, которыми они способны манипулировать. В этом возрасте происходит активное развитие внимания у детей и идет формирование координации движений. Они учатся хватать предмет и производить с ним элементарные действия. Заинтересовавшись какой-нибудь игрушкой, дети могут на некоторое время сосредоточить на ней свое внимание.

На этом этапе жизни развитие детского сосредоточения является очень важной задачей, которую предстоит выполнить взрослому. Увлекая маленького человека предметом, нужно постепенно увеличивать расстояние между ним и малышом и время заинтересованности.

Со временем малыш постепенно развивается, происходит улучшение координации движений. К одному году он уже может манипулировать не одним предметом, а сразу несколькими. Он стучит кубиками друг о друга, складывает небольшие предметы в большую коробку и так далее. Все эти действия дают информацию о развитии внимания и о получении навыков его распределения.

Задача родителей — уделять больше времени развитию координации движений у детей, учить их действовать сразу с двумя или даже с тремя предметами. Для этого необходимо показывать все на собственном примере. Начинать нужно с самых простых манипуляций, и после того, как ребенок в совершенстве овладеет ими, можно постепенно усложнять и увеличивать количество используемых предметов.

Этот период характерен тем, что малыш начинает двигаться. Поэтому он уже в состоянии достать желаемую игрушку.

Регулярное выполнение даже самых простых упражнений поможет в развитии координации движений. Кроме того, вместе с приучением к спокойным играм, происходит выработка воли у детей. К таким занятиям можно отнести собирание пирамидки или стаканчиков, перевозка кубиков на грузовике из одного места в другое и другие не менее интересные игры, которыми увлекают детей.

Важно знать, что детского сосредоточения хватает ненадолго. Максимальное время увлечения одной деятельностью составляет не более 10 минут.

Еще одной составляющей этого процесса является речь. К году у маленького человека появляется потребность общения со взрослыми. Его кругозор постепенно расширяется, малыш начинает проявлять интерес к деятельности и движениям других людей, понимать, о чем они разговаривают.

Разница заключается лишь в том, что на более ранних этапах своей жизни внимание маленького человека привлекается взрослым, а позже, в возрасте 2-х или 3-х лет, он уже в состоянии заинтересоваться чем-либо самостоятельно.

Со временем у детского внимания появляется еще одна особенность. При этом идет развитие воли у детей. Теперь его не просто интересует эмоциональная окраска речи взрослого и внешний вид предметов, он в состоянии понимать, о чем думают люди, когда обращаются к нему.

К трем годам дети проявляют интерес не только к предметам, но и окружающим явлениям, однако на этом выработка сосредоточения у детей не заканчивается, напротив, оно продолжает совершенствоваться по мере выполнения новых задач, которые встают перед маленьким человеком.

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста это развитие происходит более организованно. Дошкольник в состоянии самостоятельно направить свой интерес на тот или иной предмет. Его внимание становится все более опосредованным.

В дошкольном возрасте развитие внимания зависит от таких значимых моментов, как:

  • значимость;
  • эмоциональность;
  • интерес материала для детей;
  • характер деятельности.

К примеру, сюжетно-ролевые и дидактические игры оказывают на развитие внимания больше влияния, чем остальные. К тому же этот процесс тесно связан с развитием воли у детей. Он учит управлять своим поведением.

Еще один процесс, без которого не обходится такое развитие — это восприятие. Для его развития можно использовать такие упражнения, как:

  1. Выделить предмет или его детали из общего фона.
  2. Сопоставить предметы с эталоном.

Других подобных заданий существует большое множество. Они требуют от детей проявления сосредоточения и воли. По мере того как перед ребенком встают все новые и новые задачи, он становится более сосредоточенным и внимательным.

Для детей дошкольного возраста характерны следующие формы проявления внимания:

  1. Сенсорная.
  2. Интеллектуальная.
  3. Моторная.

Помимо форм, вниманию свойственны и следующие функции:

  1. Активизация психических и физиологических процессов, которые необходимы в данный момент, торможение тех, в которых необходимости нет.
  2. Фильтрация информации, поступающей извне.
  3. Сохранение образа предмета и удержание его в памяти до момента достижения конечной цели.
  4. Развитие воли, сосредоточенности, а также активной деятельности на одном объекте.
  5. Контроль над деятельностью и ее регулирование.

Основные этапы развития внимания детей

  1. Появление ориентировочного рефлекса. Этот этап характерен для первых месяцев жизни малыша. Развитие внимания находится на низком уровне.
  2. Появление ориентировочно-исследовательской деятельности. Возраст — конец первого года жизни. Происходит не только развитие внимания, но и развитие координации.
  3. Появление зачатков произвольного внимания происходит в начале второго года жизни. Большое влияние на формирование воли и совершенствование движений у детей оказывают родители. Они же направляют детский взгляд на тот или иной предмет.
  4. В возрасте 2-3 лет продолжает развиваться произвольное внимание, а именно его первоначальная форма, так как дети, которые не достигли трех лет, практически не способны распределять внимание между несколькими предметами.
  5. Умение действовать по инструкциям различной сложности появляется у детей в возрасте 5 лет.
  6. Следующий этап проходит, когда детям исполняется 5-6 лет. Под влиянием собственных инструкций возникает произвольное внимание самой простой формы. Дети больше сосредоточены во время игр, активной деятельности, а также при манипуляции с предметами.
  7. Семилетний возраст характеризуется развитием воли и совершенствованием внимания.
  8. У старших дошкольников уровень сосредоточения претерпевает следующие изменения:
  • его объем становится более значительным;
  • оно более устойчивое;
  • проявляются задатки произвольного внимания;
  • происходит развитие координации.

Развитие внимания дошкольников

Развитие внимания дошкольников имеет некоторые особенности, которые выявились в результате исследований в области психологии:

  1. В каждом возрасте существует определенное время, в течение которого дети увлечены одной игрой. К примеру, для шестимесячных малышей это 14 минут, а для шестилетних — около 1,5 часа. Однако вместе с тем доказано, что активной и продуктивной деятельностью старшие дошкольники способны заниматься не более 15 минут.
  2. С возрастом уменьшается и количество отвлечений за одну игру. В идеале допускается, что маленький человек шести лет может отвлечься от игры всего один раз, а трехлетний — 4 раза.
  3. Чем сдержаннее и уравновешеннее дети, тем их сосредоточение на конкретном объекте находится на более высоком уровне. При этом развитие координации идет большими темпами.

По тому, насколько он внимательный, можно понять, анализируя, — к чему он проявляет больший интерес. Он будет заниматься делом до тех пор, пока оно его интересует. Чем сильнее интерес, тем дольше будет игра.

Чем старше малыш, тем чаще объектом его познавательной направленности становится речь взрослых. Они с интересом узнают значение незнакомых ему слов и способы их уместного употребления.

По мере увеличения уровня сосредоточения дети могут воспринимать уже не одну, а сразу несколько картинок, внимательно их рассмотрев, ответить на вопросы об их содержании.

Развитие внимания не может обойтись и без влияния речи, которая с возрастом становится более разнообразной. Помимо этого, внимание детей 6-ти лет могут привлекать те предметы, которые внешне кажутся невзрачными, в отличие от малышей, интересующихся исключительно яркой оболочкой.

Развивать внимание у детей очень важно, так как в дальнейшем его дефицит может негативно отразиться на успешности процесса обучения в школе. Однако важно не перегружать детей занятиями, а соблюдать временной режим, который характерен для каждого возраста.