Можно ли до свадьбы решить, сколько родить детей и как их назвать. Супружеский долг и обязательства молодых пар


Что такое моральный долг, в принципе, известно каждому из нас. Однако далеко не каждый задумывается о том, что именно несёт в себе понятие морального долга. В первую очередь это не просто обязательство перед кем-то, а обязанность перед самим собой — умение совершать поступки, жертвуя собственными благами. По сути, моральный долг — это проявление силы и характера. Человек, лишённый моральных качеств, не способен сожалеть, сопереживать, сострадать.

Моральный долг

Если рассматривать это понятие обширно, то его можно поделить на две части — долг перед окружением, в котором человек находится, и долг перед обществом. Однако и эти две составляющие можно также разделить на части. Долг перед близкими включает в себя ещё и такое понятие, как собственная, или личная, выгода. Долг перед обществом обычно рассматривается как обязательство перед определённой частью социальной группы. В жизни часто возникают ситуации, когда приходится выбирать между долгом и совестью, порой эти понятия кардинально противоречат сложившейся ситуации. Легко обозначить моральный долг — примеры из жизни многочисленны: когда на человека нападают и перед ним стоит выбор — убить ради защиты либо не переступать моральной грани «Не убий», подчинившись текущим обстоятельствам. Нелегко сделать правильный выбор тогда, когда заглушает все остальные чувства.

Ошибка стоит… жизни?

К сожалению, жизнь часто вносит свои коррективы, заставляя человека бороться с противоречивыми чувствами. Нередко ситуации складываются таким образом, когда надо выбирать между законодательством и совестью. Наиболее чаще такой выбор предстоит делать политикам и военным. Принимая новый закон, который будет приносить ограниченные блага простым людям, но эффективность отдельной касте, либо стреляя в человека, потому что так надо — такой был приказ, — в обоих случаях человек выполняет свой моральный долг, забывая на время о посылах тревожащей душу совести. И это несмотря на то что как и в основе общественного уклада, так и в законодательной базе основным постулатом остаётся призыв «Не навреди». Так и получается, что о том, насколько правильно поступил человек в конкретной ситуации, можно судить только по истечении некоторого времени.

Как это бывает

Примеры морального долга многочисленны. Среди обычных телевизионных новостей прозвучал призыв о помощи человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие и умирающему в больнице из-за нехватки крови для переливания. Сколько раз в неделю мы слышим о подобных вещах? Видим их на страницах газет? Это уже давно стало привычно. Но всего за полчаса в больнице побывало более трёхсот человек, которые, совершенно не зная пострадавшего, приехали, чтобы дать человеку возможность выжить. Но самое интересное, что большая часть из них, если не каждый, при общении с прессой или другими заинтересованными людьми не будут кичиться своим поступком, а, смущаясь и сбиваясь, станут уверять, что не сделали ничего необычного или героического. Вот это бескорыстный моральный долг из жизни, где совсем нет места личной выгоде.

Какой он — внутренний человеческий контролёр?

Анализируя различные ситуации, можно прийти к выводу, что основными внутренними человеческими контролёрами всё же выступают совесть и нравственный долг. Примеры выполнения морального долга из жизни бесконечны. Можно вспомнить о том, как безнадёжно больные люди соглашались отдать здоровые органы другим больным, как люди бросались зимой в ледяную воду, чтобы спасти провалившегося под лёд, и неважно, человек это или животное.

Как во время террористических актов учителя прятали детей, сами погибая от пуль захватчиков. Волгоград (взрыв на вокзале), взрывы в поездах и захват самолётов, военные, падающие на гранату грудью, чтобы спасти своих коллег, — в каждой из этих реальных ситуаций были люди, исполнившие свой моральный долг. К сожалению, в современном обществе хватает людей, которым не только неизвестны, но и чужды.

Воспетые поэтами

Поэтами разных поколений было воспето выполнение морального долга. Из литературы можно приводить много примеров, начиная с произведений, написанных столетиями назад. Семнадцатый век — Ж. Расин, «Федра и Ипполит». Влюблённая в пасынка мачеха всеми силами пытается завоевать его расположение, но получает отказ. поливает юношу грязью, доведя его до самоубийства, так как моральный долг молодого человека не позволил вступить в связь с женой своего отца. Девятнадцатый век — Н. Лесков, «Человек на часах». Главный герой разрывается между двумя желаниями — помочь человеку, тонущему в проруби, или остаться на посту, как того требует его В итоге моральная сторона солдата перевешивает, за что его же впоследствии наказывают жестокой поркой.

Как менялись моральные постулаты

Со временем понятие морали сильно изменилось. можно рассмотреть из древних времён, когда действовало талионное право. Оно заключалось в том, что люди могли мстить за преступление так же жестоко, насколько сильным оно было. Однако применить такое право можно было исключительно к людям из другой общины.

Далее в обиход вошло золотое правило нравственности — вести себя с людьми так, как хочешь, чтобы и они поступали с тобой в ответ. Сегодня мы всё чаще приходим к тому, что мораль — это нежелание приносить боль другим людям, это противостояние любому злу, это полный отказ от порочности и вездесущая добродетельность. Каждый из нас должен быть уверен, что поступает правильно (не так, как удобно самому себе, а именно правильно по отношению к другим) и совершенно бескорыстно.

Люди и мораль

Выполнение морального долга (из литературы мы привели примеры выше) часто кажется немного заоблачным, пропитанным героизмом и патриотизмом. Однако это далеко не так. Дело в том, что люди, которые способны развивать в себе данное качество, чаще всего предпочитают оставаться в тени, не пиаря себя на страницах газет и не мелькая в телесюжетах и телепрограммах. Мы можем годами жить рядом с человеком, который когда-то спас жизнь другого, и не знать об этом.

Это ещё одно незаменимое качество — скромность. Ведь, гордясь тем, что помог другому, человек, по сути, возрождает в себе чувство гордыни, а в морали подобных сторон быть не должно. И ещё мораль должна жить в собственном сердце, а не диктоваться кем-то со стороны. Очень легко попасть под убеждения заинтересованного в этом человека, совершив впоследствии множество роковых ошибок. Важно знать, что мораль — это целая система взаимных отношений, выстроенная на искренних чувствах и бескорыстных порывах.

Жена поставила передо мной тарелку со слипшимися в один комок макаронами. Села за стол, взяла в левую руку блюдце, в правую, стоявшую на нем чашечку кофе.
- Что это? – спросил я, показав на тарелку.
- Обед, - пояснила жена, отпивая кофе.
- Понятно, твой обед у тебя в чашке, - заметил я. – А что у меня в тарелке?
- Макароны, которые ты отказался есть утром…Тебе они показались недоваренными…
- Почему ты думаешь, я стану есть их сейчас?
- А я их доварила…
Я отодвинул от себя тарелку с доваренными макаронами.
- Можешь сварить их еще раз, - сказал я, вставая из-за стола, - и подать этот клей для обоев своей мамочке…
Жена взяла чашечку с кофе в левую руку, а блюдце – в правую. Я знал - это исходная позиция для битья посуды. Сейчас она допьет кофе и грохнет блюдце об пол. На звук очередного разбитого блюдца в кухню сразу же войдет теща.
Но сегодня до битья посуды дело не дошло. Услышав сравнение макарон с обойным клеем жена, поперхнувшись кофе, закашлялась и начала синеть. Насладиться видом синеющей жены помешала теща.
- Слава Богу! – крикнула она, влетая на кухню. – А я уже испугалась, что он тебя душит…
- Извините, не успел, - сказал я. - Вы слишком быстро прибежали...
Задыхающаяся от кашля жена, показала мне наманикюренный кукиш.
- Умница, - одобрительно сказала мать, помогая жене поднять ее руку с кукишем до уровня моего лица, - не на тех напал…
- Какой дурак собирается на вас нападать? – спросил я.
- Тогда чего все время скандалишь? – теща подала стакан воды жене. – В чем дело?
Я молчал, глядя на пьющую воду жену.
- Вы хотите знать правду? - с угрозой спросил я у тещи.
- Хочу, - решительно сказала она.
Жена и теща уставились на меня. В их взглядах не было ничего родственного.
- Ваша дочь не выполняет свой супружеский долг, - сказал я теще после паузы.
Услышав это, жена поперхнулась водой из стакана и снова закашлялась. Закашлявшись, начала краснеть. Насладиться краснеющей женой не дала теща.
- Это правда, Наденька? – с плохо скрываемым любопытством, спросила она жену.
- Мамочка! – прохрипела дочь. - Уж чья б корова мычала, а его лучше б молчала! Спроси его, когда он прикасался ко мне в постели последний раз?
- Действительно, когда, - заинтересованно спросила теща, удобно усаживаясь на стул и готовясь к отчету о моих действиях с ее дочерью в постели..
- У вас, что крыши поехали? – опешил я. – При чем здесь кровать?... Я вам про супружеский долг, а вы мне про что?..
Жена и теща переглянулись.
- Ты про какой супружеский долг говоришь? – уточнила теща.
Я удивленно посмотрел на нее.
- А вы не догадываетесь?
- Я думаю – это ты не догадываешься…
- Видишь, мама, - сказала жена, - он даже забыл уже, что такое супружеский долг...
- Во всяком случае, - перебил я тещу, - не про постель сейчас речь…
- А про что? – одновременно вскрикнули мать и дочь.
- Про что, про что!? – нервно повторил я. – Про стол… Вот, про что..
Жена и теща посмотрели друг на друга. Затем мать медленно перевела взгляд на меня.
- Извращенец! – бросила она мне и выразительно посмотрела на дочь. - Ему постели уже мало...
- А кормить меня несколько лет одними макаронами – это как? – крикнул я женщинам в лицо, придвинув к ним тарелку с макаронами. – Не извращение?.. Разве это не супружеский долг жены, чтобы муж всегда был сытым?..
Я в сердцах ударил кулаком по столу.
Жена торопливо разжала, бывший наготове кукиш и испуганно прижалась к матери. Теща обняла дочь за плечи, выставив вперед свободную руку, ограждая себя и жену от дальнейшего моего возмущения.
Негодование бурлило во мне, предлагая вырваться наружу матом.
- А вы знаете, что ваша Наденька вот уже больше года обещает мне пожарить картофельные дранцы…- сдержав мат, бросил я через тещину руку, как камень через забор.
- Дались ему эти дранцы, - вскрикнула жена так, будто камень попал в нее. – Ну, пожарю я ему эти картофельные блинчики, мама, пожарю!
- Ты скорее меня в могилу сведешь, чем пожаришь…
- Я бы тебя вместо могилы на какую-нибудь работу свела, - подала голос теща.
Я обессилено опустился на стул, стоявший у стола.
- Если бы я знал, что вы привезете меня в свой город, чтобы кормить макаронами, - пытаясь успокоиться, тихо сказал я, - повесился бы на хрустальной люстре в ЗАГСе…
- Можешь это сделать и в нашем городе, - бросила жена из-за плеча матери.
- Ты же слышала - для этого ему нужна хрустальная люстра, - напомнила теща.
- Возьмем напрокат, - поспешно пообещала жена. – Чего не сделаешь для любимого…
- Зачем тратиться? – спросил я. – Спрыгнуть с балкона дешевле...
- Давай, прыгай, - сказала жена. - Как раз попадешь в ресторан...Там и закажешь себе дранцы...
Теща и дочь понимающе переглянулись. Жена, выразительно кивнув в мою сторону, покрутила пальцем у своего виска.
- Чувствую у вас скоро от битья посуды дело дойдет до рукоприкладства, - со вздохом сказала теща.
- Не переживайте, - успокоил я ее, - к вашей дочери руку прикладывать уж точно не стану… А вот, что касается своей жены, то если не укоротит язык может и схлопотать…
- Ты руки-то не очень распускай, - подала голос жена.
- Правильно, доченька, - поспешно поддакнула теща. - Заведи своих деточек вот тогда и распускай…
- Куда ему о своих детях думать, - сказала жена, - если у него голова забита одними дранцами…У него же в голове только сырой тертый картофель…
- Кстати, дорогой зятек, - перебила теща дочь, - должна тебе напомнить, что от картофельного крахмала хорошо стоят только накрахмаленные воротнички…
- И не стыдно вам, Марья Ивановна!? – возмутился я.
- А чего стыдиться, если об этом написано во всех «советах домохозяйкам», - пояснила теща.
- Это просто счастье, что у вас нет внуков, - осуждающе сказал я теще. – Чему бы вы их научили?
- Чтобы они не были похожи на отца! – сразу же ответила она.
Я замолчал. Это был удар ниже пояса.
Злорадно хихикнула жена.
Бессильная злоба клокотала во мне. Два сапога - пара! Что дочь, что маменька! Стервы, а не родственнички!
- Знаете о чем я жалею? - тихо сквозь зубы спросил я. - О том, что я не верблюд…
- Не дай Бог! – вскрикнула жена. – Это сколько пришлось бы тебе жарить дранцев?..
- Ну, пьешь ты, пожалуй, и сейчас не меньше верблюда, - обронила со вздохом теща.
- Подожди, мама, - поспешно перебила тещу жена. – Интересно, чего это его от супружеского долга потянуло к верблюдам?
Я выдержал паузу и сказал:
- Я мог бы несколько месяцев обходиться без ваших макарон...
- Не семья, а зверинец! - вздохнула теща, вставая и направляясь к двери.
- Я с тобой, мамочка! - поспешно сказала жена, догоняя тещу.
… Долго сидел у себя в комнате, жалея себя и борясь с желанием пойти на кухню и съесть обойные макароны.
Посторонний звук доносившийся из кухни отвлек от грустных мыслей. Прислушался. Не поверил ушам. Подошел к двери, осторожно приоткрыл ее. Точно, ошибиться я не мог – на терке терли сырую картошку. Этот звук показался мелодичнее всякой музыки. Нежность к жене дрожью пробежала по всему телу, затихнув в голодном желудке. Услышала, наконец-то, голубка, своего котенка. Я верил, что любовь ко мне до сих пор живет в ее сердце. И не ошибся! Почувствовал, как ответное чувство шевельнулось во мне. Чего греха таить, во многом происходящем в семье есть и моя вина! Завтра же сажусь за изучение объявлений биржи труда. Устраиваюсь на работу. Любую! Пора быть не только главой семьи, но и ее кормильцем.
…Тихо вошел на кухню. Жена сидела за столом, спиной к двери.
- Спасибо, дорогая! – нежно сказал я, запрокидывая ее голову и целуя в лоб.
- Осторожно! – крикнула Надюша, отстраняясь.
Взглянув на жену понял странный привкус от поцелуя.
Все ее лицо было покрыто маской из толстого слоя тертой картошки.
На плите, в кастрюле закипала вода, из которой, как пучок соломы, торчали еще сырые макароны.

Что происходит в постели между мужчиной и женщиной по прошествии некоторого

Времени после свадьбы? Для многих пар — это супружеский долг. Сексуальная жизнь через некоторое время после свадьбы утихает и приедается, другими словами появляется однообразие и чувство долга. В большей части ответственность за это лежит на женщине. Как же сделать так, чтобы муж не ходил на сторону, а наслаждался любовными утехами дома с женой? Существует ряд рекомендаций, разработанных психологами для женщин, которые хотят заинтересовывать своего мужчину изо дня в день, а не просто исполнять супружеский долг. Ведь секс - это одна из самых важных основ брака.

Что происходит со временем в паре?

По исследованиям ученых, любовь живет три года. В это время как раз проходит этап притирки друг к другу, становятся понятными все привычки и повадки второй половинки. Мы узнаем друг друга и привыкаем. Аналогичное происходит и с интимом: некогда бушевавшая и мешавшая соседям спать страсть утихает, и занятия сексом превращаются в супружеский долг. Ситуация усложняется с появлением дома детей. Недосыпы, усталость и занятость сказываются на желании и возможности заниматься любовью. Однако если женщина более терпима к отсутствию близости, то мужчинам она просто необходима. И если они не получают ее со своей женой - то стоит быть готовой к тому, что любимый пойдет «налево». Любая женщина, находящаяся в браке, способна заново влюбить и заинтересовать сексуально своего мужчину - главное, взять себя в руки и пойти ему на встречу.

Как заинтересовать мужа?

Первая и самая основная рекомендация от психологов - заняться собой. В это понятие входит множество аспектов: сменить имидж, поработать над физической формой (в особенности это касается представительниц слабого пола, считающих, что у них есть проблемы с фигурой и отказывающихся от близости ввиду данного комплекса).

Что еще подразумевают под понятием супружеского долга?

Супружеский долг - это не только гармоничная сексуальная жизнь, где каждый партнер полностью удовлетворен и доволен своей жизнью в браке. На плечах женщины, помимо всего прочего, лежит ответственность за уют и тепло в доме. Старайтесь избегать того, чтобы ваша жизнь стала походить на «супружеский долг»: не хочется, но надо.

Не такой уже и простой, как кажется некоторым новичкам, этот супружеский долг. Ветераны супружеской жизни на себе испытывают его тяжесть, с годами становящуюся непомерной. Недаром один из самых критических моментов между двумя супругами – это всяческое отсутствие супружеских отношений.

Есть семьи, которые после нескольких лет совместной жизни смиряются с возникшими обстоятельствами и просто решают спать в отдельных комнатах. Другие прибегают к услугам "внешних поставщиков" необходимых ощущений. Словом, сколько случаев, только и вариантов решения проблемы.

А вот две американские пары сочли, что, если их брак находится в критическом состоянии, его надо срочно спасать. Был брошен клич SOS. После чего постановили: считать секс одним из необходимых и обязательных ежедневных дел, как, например, еда, сон, чистка зубов и т.д.

Для наилучшего самовыражения эти предприимчивые супруги обзавелись под завязку эротическими книгами, секс-игрушками, ароматическими свечами и маслами и др. А потом начали претворять, собственно, свою идею в жизнь – заниматься любовью ежедневно, невзирая на дела, усталость и заботы, под девизом "Секс – это самое важное дело твоей жизни!"

Или вот еще одна душещипательная история.

Первая из пар (женаты восемь лет, двое детей) осознала, что секс полностью ушел из их семьи. Супруга отказывала мужу по причине большой усталости после работы, но одновременно чувствовала, что муж несчастлив и что их брак превращается в тоскливую рутину. И вот настал решительный момент, когда необходимо было что-то предпринять. Эрос нужно было разбудить, причем самым решительным образом. И тут как раз – день рождения мужа. Есть идея! Изобретательная супруга решила подарить мужу Год любви – все 365 дней секса.

Супруг вначале не высказал горячего энтузиазма по поводу инициативы жены: а как же чувства, страсть и спонтанность, присущие настоящему сексу? Время спонтанных действий для их пары прошло, коротко и ясно заявил он своей дражайшей половине. Но… подчинился.

Год любви, вспоминает теперь женушка, был самым волнующим временем их брака. Женщины понимают, считает самоотверженная половина, что секс – одна из важнейших сторон отношений в паре, но никогда не воспринимают ее в качестве главного дела всей их жизни.

Но пришла пора с этими темными пережитками прошлого попрощаться. Самое главное в жизни – это отношения между мужчиной и женщиной. Стало быть, чтобы ничего не отвлекало, надо первым делом выключить телевизор и записать секс в ежедневник среди других важных дел на день – вот ее совет.

Сама про себя она говорит, что этот эксперимент пошел лично ей на пользу: она стала чувствовать себя более счастливой, менее агрессивной и подверженной стрессу. Более того, она и не подозревала, что именно недостаток секса и был источником проблем в их браке!

Другая парочка (женаты 14 лет, двое детей) занялись экспериментами после журналистского расследования супруга на тему "Сто дней секса". Результат расследования был настолько удручающ, что его жена резво предложила попробовать, наверное, в качестве некоей компенсации за перенесенные страдания программу "Сто дней секса".

Сказано – сделано. Пара назвала эти дни "лавиной плотских утех", отмечая при этом явное улучшение самочувствия. Теоретизируя таким образом, супруги пришли к выводу: частый секс оставляет ощущение, что ты желанен, тем самым стимулируя все сферы человеческой деятельности - от работы до спорта и т.д., не говоря уж о самих "необыкновенных ощущениях".

Естественно, обе пары вынуждены были признаться, что не все так гладко. Спустя несколько дней они уже, закусив удила, прикладывали определенные усилия для претворения идеи в жизнь, ведь случались дни действительно утомительные или моменты просто нежелания. Однако настрой был решительным, настроение менялось - раз надо, так надо, - и все становилось на свои места! Единственное сомнение в удаче эксперимента возникает тогда, когда подумаешь, а почему они все говорят обо всем этом в прошедшем времени? Если все было так прекрасно, почему никто из них не продолжил в том же духе? Похоже, сейчас они все вернулись к тому, с чего начинали?

Еще подозрительнее выглядит пиар-кампания. Почему столько разговоров, попыток убедить другие семьи в прелести своего эксперимента? Причина, возможно, кроется в маленьком бизнесе, который обе пары устроили из своего семейного сексуального марафона. Обзавелись сайтами, блогами, написали книги, ведут телевизионные программы, выставляют ролики в интернете, проводят конференции, пишут статьи…

Возможно, цель эксперимента была другая: как стать богатыми и знаменитыми, превратив рутину в праздник?

В Древнем мире существовали разные точки зрения на безбрачие. Большинство древних авторов осуждали его; многие еврейские учителя даже считали безбрачие грехом, поскольку производство потомства было делом первостепенной важности, а брак был сдерживающим средством против сексуальных отклонений и расстройств, вызванных подавляемым вожделением. (Считалось, что заповедь «наполняйте землю» была адресована всем израильтянам. Аборты и оставление детей были в древности обычным явлением; по римскому закону новорожденный не считался человеком до тех пор, пока отец не признавал его членом своей семьи. Но древние иудеи и христиане - наряду с некоторыми языческими моралистами - единодушно осуждали и то и другое как действия, лишающие человека жизни.)

Однако некоторые философские течения и религиозные секты, в том числе большинство ессеев в еврейской среде, выступали за безбрачие. Некоторые философы отрицали брак, но считали допустимымудовлетворение своих половых потребностей с гетерами, поскольку такие отношения не связывают человека ненужными узами (ср. коммент. к 6:12-20).

Пренебрегая несущественными деталями, все эти воззрения можно разделить на три группы: 1) брак и производство потомства обязательны для всех, кто физически способен на это (точка зрения большинства); 2) брак - это помеха, и мудрец не должен жениться, за исключением тех редких случае, когда избранница полностью разделяет его философские убеждения (позиция "киников); 3) брак - благо для большинства людей, но следует делать исключение для тех, кто настолько поглощен духовными поисками, что не можетуделять время семье (точка зрения раввинов начала II в.). В наставлении Павла сочетаются элементы второй и третьей точек зрения.

7:1. Павел приступает к разбору позиции коринфян, о которой они сообщили ему в своем письме, - «хорошо не касаться женщины». Некоторые члены церкви могли разделять убеждение, присущее многим греческим мыслителям: секс хорош до тех пор, пока человек не связывает себя браком (ср.: 6:12-20). Другие - те, к кому обращается здесь Павел - уже состоят в браке (7:2-5) и воздерживаются от половых сношений. Павел говорит, что слишком поздно выбирать целомудрие после заключения брака (ср. ст. 5).

7:2. Греческая идиома «иметь» подразумевает «иметь половые сношения». Евреи считали, что половые сношения между супругами - лучшее средство избежать распутной жизни, и Павел с этим согласен (см.также: Прит. 5:19,20).

7:3 . Брачные контракты у евреев налагали определенные обязательства и на мужа, и на жену; одной из главных супружеских обязанностей мужа были половые сношения. Павел рассматривает секс в браке как«обоюдную обязанность».



7:5 . Еврейские учителя, пытавшиеся сформулировать законы, отражающие новые реалии, расходились во мнении относительно допустимого периода воздержания от половых сношений; одна школа настаивала на двух неделях, другая - на одной. В отличие от них, Павел не считает длительное воздержание поводом для развода (7:10-13), но советует, чтобы даже вопрос о воздержании супруги решали по обоюдному согласию. Об «искушении» см. в коммент, к 7:2,9.

7:6 . Учитывая несовершенство человека, еврейский закон допускал послабления; здесь Павел не требует, а позволяет периодически воздерживаться от половых сношений, подразумевая, что слаб именно тот, кто хочет воздержаться от половых сношений (а не тот, кто не хочет). Воздержание в браке - это их идея, а не его.

7:7 . Павел признает, что не все призваны к безбрачию и подготовлены к нему.