Конспект занятия толерантность в детском саду. Конспект психолого-педагогического занятия по воспитанию толерантности с детьми старшей группы. Значение занятий по воспитанию толерантности в детском саду


Анна Лушпынина

Тема : "Путешествие в страну Толерантности "

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается : в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Цель : формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи :

1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

2. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

3. Дать детям представление о толерантности .

4. Расширить и закрепить представление детей о толерантности .

5. Формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.

Средства : фонограммы песен цветок толерантности , макет автобуса, маленькие цветы толерантности , на каждого ребёнка.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по стране «Толерантность » под девизом : «Мы разные, но мы вместе!» и попытаемся понять смысл очень интересного слова «Толерантность » . Вот посмотрите - это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность » . Что же мы понимаем под словом «толерантность » ?

Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны в лепестках цветка : уважение; терпение; сотрудничество; сострадание ; прощение; доброта, любовь, забота, милосердие.

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности .

Воспитатель : Ребята, а вы как понимаете наш девиз : «Мы разные, но мы вместе!» ? (Дети пытаются высказать свои мысли)

Воспитатель : Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Подумайте, какие мы?

(Дети пытаются ответить; подвожу их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные.)

Воспитатель : Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны.

Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности . Хотите оказаться в этой стране ? Нас ждет волшебный

автобус. Занимайте места .

Воспитатель : В этом путешествие мы отдохнем , поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.

Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .

Воспитатель : Вот и оказались мы в городе. Доброты. Этот город необычный : туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные» , то есть вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? (Дети отвечают)

Воспитатель : А того человека, который использует в своей речи такие слова, можно ли назвать толерантным ? (Ответы детей)

Воспитатель : Все эти слова можно объединить в одно слово – толерантность . Вот такое новое слово мы с вами сегодня и узнали. Сейчас нам приготовили испытания, если мы будем дружными, будем помогать друг другу, то с этими заданиями, естественно, справимся.

Воспитатель : Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом.

Я буду называть сказочного героя, если он добрый – хлопаете в ладоши, если он злой – топаете ногами. (Кощей - Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас - Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка). Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.

Воспитатель : Мы прибываем в город Волшебных слов. Если мы выполним все задания в этом городе, то попадем с вами на главную площадь страны Толерантности .

Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными» . С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Поиграем с вами в игру «Дополняй-ка» .

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо

Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день

Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте

Когда нас ругают за шалости, говорим : … простите, пожалуйста

Везде и всюду говорят на прощание … до свидания

Воспитатель : Стать вежливым нелегко, но это очень важно!

Наше путешествие продолжается , мы снова с вами поиграем, а игра называется : . (Объясняю смысл игры : если загадка о добре, то вы в ответ проговаривает слова : «Это я, это я, это все мои друзья» ; если загадка о том, что делать нельзя, вы молчите и машете руками)

Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?

А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?

Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу . Оно завершается на главной площади страны . Я снова буду вам задавать вопросы : вы будете улыбаться, если так поступает толерантный человек и хмуриться , если так поступает не толерантный человек .

Поздороваться при встрече

Толкнуть и не извиниться

Говорить «Спасибо» за подарок

Обозвать обидными словами соседа

Бегать по группе, сбивая всех

Помогать родителям

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.

Воспитатель : Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова. Давайте встанем в круг толерантности : передавать доброе тепло по кругу.

Мне хочется завершить наше путешествие словами : «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир

Воспитатель : Закончилось наше путешествие , пора возвращаться в детский сад. (дети берут цветок Толерантности садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

Воспитатель :

Понравилось вам наше путешествие ?

Что нового узнали?

Какие трудности возникали в путешествие ?

Что особенно запомнилось?

Конспект занятия

«День толерантности»

МОУ КНШ-Д/с №14

Воспитатель: Коробец Л.Г.

    Дать понятие о толерантности, толерантной личности.

    Воспитывать сочувствие и чувство ответственности за свои поступки.

    Способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям и созданию положительной эмоциональной атмосферы.

Пропедевтическая работа:

Посмотреть в классах (группах) мультфильм «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Разыграть сценки

Изготовить детские ладошки (нарисовать и вырезать из картона)

Выучить стихи,слова песни

Я приветствую гостей нашего мероприятия! Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду:

Старинная легенда

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, негр. Как будто весь сажей вымазан

Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый.Как будто тебя всего обернули бумагой.

Спорили они, спорили, никак не могли придти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

    Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его....Затем мудрец обратился к чернокожему:

    А ты, друг, посмотри как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца.....

Негр и белый устыдились своего спора и помирились, а мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина....Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят он друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей то молодой голос:

    Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно.

Мы живем на Южном Урале, в Челябинской области, в г. Кыштыме. Наш край многонационален. Пройдитесь по улицам города и встретите представителей разных народностей.

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов".

А вот коренным народом Южного Урала по праву можно считать башкиров. Первые исторические сведения о башкирах относятся к X веку.

Освоение Южного Урала русскими было положено в XVI в. Первыми поселенцами Южного Урала стали русские военнослужащие - дворяне, казаки, стрельцы. А чуть позже на Южном Урале появляются и другие народы: чуваши, мордва, мари, татары, украинцы.

- По последним данным в Челябинской области живет более 130 малых и больших народов. У каждого народа своя культура, свои традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся.

Но в последнее время, в век такого великого прогресса, людям видимо стало жить скучно, как вы уже слышали из легенды. Люди хуже стали понимать друг друга. Всё чаще возникают войны.

Великие люди говорят так:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

Посмотрите сценку, Сила Улыбки»


Где-то в каком-то краю, с двух сторон широкой реки в двух поселках жили люди. Жили они там много лет,и все у них было как будто поровну. И река одна и та же, и земля плодородная, и леса с ягодами и грибами,и заботы похожие - как детей вырастить, как дом построить и сад посадить. Но только вот жили они как-то по-разному.
В одном поселке с одной стороны реки люди были веселые и жизнерадостные. Они часто улыбались и смеялись, и потому горести чаще обходили их стороной, а если когда-либо и случались, то все же легче переживались. Да и небо над этим поселком почти всегда было светлое и солнечное.
В другом же поселке на другой стороне реки люди почему-то были невеселые и сумрачные. Они никогда не улыбались. Похоже, они совсем забыли, что это такое - улыбаться. Эти люди часто плакались друг другу о своих неудачах и горестях и потому еще хуже переживали их. Все их горести, которые на самом деле, может быть, и не были такими страшными, переносились с трудом, и не было этим невзгодам и горестям ни конца, ни края. От бесконечных волнений и переживаний даже небо над поселком не переставало плакать и почти всегда было затянуто тучами. Вот такие дела!
Наверное, так бы и жили эти несчастные люди в хмуром и безрадостном поселке и по сей день, если б не произошел один замечательный случай. Дело в том, что в веселом и жизнерадостном поселке на другой стороне реки было столько улыбок, что они уже не помещались на всех лицах, а летали по воздуху, как бабочки. Но вполне понятно, что каждой улыбке хочется поселиться на каком-то лице и принести радость его обладателю. Вот и стали такие «бесхозные» улыбки улетать из поселка, чтобы поискать себе нового хозяина.
Как-то одна из улыбок, самая смелая и сильная перелетела через реку и оказалась в «невеселом» поселке. Но как она ни старалась приклеиться к какому-нибудь хмурому лицу, у нее из этого ничего не получалось. Люди смахивали ее с лиц, как нечто лишнее и неразумное. От такой неудачи Улыбка так расстроилась, что сама чуть не заплакала, но вовремя спохватилась. Ведь она-то как-никак Улыбка и должна быть всегда веселой и радостной! «Бесхозная» Улыбка хотела уже улететь с этого нерадостного поселка назад, но вдруг увидела маленького мальчика с совочком для бабочек, ловящего бабочек в саду. Решила Улыбка поиграть с ним. И случайно угодила к нему в сети. Мальчик обрадовался и радостно… улыбнулся!
Потом он побежал домой, улыбаясь и весело крича что-то своей маме. А мама, увидев своего улыбающегося малыша, сама тут же улыбнулась ему в ответ. Вот так и побежала Улыбка от одного лица к другому. И вскоре уже весь хмурый доселе поселок стал улыбчивым и веселым, как и его сосед. И небо над ним просветлело, а жизнь стала радостнее. Вот так яркая и живая Улыбка одного малыша спасла от хмурости и мрачности жизни многих людей.

Нам тоже хочется, что бы все люди улыбались и были счастливы.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН был учрежден в 1996 году праздник День толерантности – 16 ноября.

Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явления пробуждают тревогу и заставляют правительства стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает. Символом дня толерантности является радужный флаг.

Чтобы быть толерантным человеком нужно знать следующие правила:

Толерантность – это терпение…

1) Чужая вещь – не трогай!

2) Чужое время – не занимай!

3) Чужое чувство – не задевай!

4) Чужой мир – не вторгайся!

5) Чужой покой – не нарушай!

6) Чужое желание – уважай!

7) Чужая мысль – не торопись оспорить!

Вывод: Толерантность – это терпение

(Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.)

- Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, живём на одной и той же планете, мы – экипаж одного корабля.

Игра №1 «Комплименты»

Каждый класс говорит другому классу комплименты.

Скажите, как вы думаете,какого человека называют интолерантным? (высказывания детей)

Действительно, слово интолерантный противоположно по значению слову толерантный. Сейчас мы попробуем разобраться какие черты характеризуют человека толерантного, а какие интолерантного.(На два фланелеграфа располагаются характеристики:

1.Человек, ктороый много знает о своих достоинствах и недостатках.

    Человек, который обычно чувствует себя в безопасности.

    Человек, который во всех бедах стремится обвинить окружающих.

    Человек, который считает, что происходящие события зависят от него.

    Человек, которому трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми.

    Человек, который в проблемных ситуациях склонен винить себя а не окружающих.

    Человек, который делит мир на две части: черное и белое.

    Человек, который умеет посмеяться над собой.

    Человек, который не считается с чужим мнением

    Человек, который причиняет другим людям вред и совершает над ними насилие.

Толерантная личность (1,2,4,6,8)

Интолерантная личность(3,5,7,9,10)

Конечно деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно, каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Главное какие из них преобладают. Посмотрите несколько примеров и после обсудим их.

Э. Успенский “Рыжий”

Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
– Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой! –
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил…

(Просмотр мультфильма “Рыжий” из цикла “Карусель”)

2. На огромной на планете очень разные есть дети:

Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!

3. О.Григорьев. Яма

– Яму копал?
- Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит живой?
– Живой.
– Ну, я пошел домой!
– Какой чуткий и внимательный собеседник, не так ли?

4. П.Синявский. Штранная иштория

Встретил Жук в одном лесу
Симпатичную Осу:
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
– Увазаемый прохозый,
Ну, на сто з это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица Оса
Улетела в небеса.
– Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка… -
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком!
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжиком!

    Выскажите свое мнение об услышанном. Какое стихотворение вам очень приглянулось?

А сейчас мы с вами поиграем, улучши настроение себе и другим

Игра №2 «Аплодисменты »

Прошу встать всех тех, кто

Катается на роликах

Сочиняет стихи хорошо играет в футбол

Хорошо плавает

Хорошо танцует

Кто может о себе что то еще сказать

А мы поздравим его аплодисментами.

А теперь хочется услышать как ребята из дргуих классов поняли что такое толерантность. Дети читают стихи.

Дети читают стихи

1 учащийся
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

2 учащийся

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

3 учащийся

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!

4 учащийся

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

5 учащийся

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

Ведущийся: Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

Игра №3 «Доскажи пословицу»

Нет друга – ищи, а нашел -… (береги).

Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей).

Дин за всех – и все … (за одного).

Дружба – как стекло: разобьёшь - … (не сложишь).

Один в поле (не воин)

Одна пчела меду (не натаскает)

Один за всех и все за (одного)

Дружно -не грузно, а врось (хоть брось)

Терпение даст (умение)

Не рой яму другому (сам упадешь)

Сам себя губит, кто других (не любит

Где лад, там и (клад)

Жизнь дана на добрые (дела)

Дети читают стихи.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить, Дружбу, Любовь. В своем сердце хранить!

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный, бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе

мы сделаем толерантным наш мир.

Все люди разные,но при встречи они рады видеть друг друга и приветствуют разные народы по разному.

Игра №4 «Приветствие»

    сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

    потереться носами (Новая Зеландия);

    пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

    крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

    показать язык (Тибет);

    очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Ведущий: К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Сейчас я предлагаю собрать цветок толерантности на лепестках написаны качества человека, а вы должны будете выбрать какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет.

На лепестках бумажного цветка написаны человеческие качества:

    уважение мнения и прав других,

    доброжелательность,

    желание что-либо делать вместе (сотрудничество),

    уважение человеческого достоинства,

    чуткость, милосердие,

    сострадание,

    прощение,

    принятие другого таким, каким он есть,

    жестокость,

    неуважение,

  1. нетерпимость,

    пренебрежения,

  2. равнодушие

    агрессивность.

Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. И в нашей школе учатся дети разной национальности.

Давайте встанем в один хоровод, соединим ладошки, запомним, что с сегодняшнего дня мы знаем, что такое толерантность. Будем сотрудничать, уважать друг друга, сострадать и жить в мире и согласии.

Дети выкладывают нарисованные ладошки в центре зала и идут по кругу исполняю песню.

«Песенка о друге»

Если с другом вышел в путь /2р.
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть/2р.
А с друзьями много

Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?

Там, где трудно одному /2р.
Если будет туго,
Где чего – то не пойму /2р.
Разберусь я с другом.

На медведя я, друзья, /2р.

Выйду без испуга.
Если с другом буду я /2р.
А медведь без друга.

– А если вы хотите прожить интересную и полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению и толерантному поведению.

“Правила толерантного общения и поведения”мы раздаем вам в классы. Запоминайте и выполняйте.

    Уважай собеседника.

    Старайся понять то, о чем говорят другие.

    Отстаивай свое мнение тактично.

    Ищи лучшие аргументы.

    Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

    Стремись учитывать интересы других.

    Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

    Будьте добрыми, внимательными, терпеливыми, умейте прощать.

    Будьте надёжными и честными, выполняйте свои обещания.

    Будьте щедрыми: не жадными, готовыми помочь.

"День толерантности"

Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право высказывать
собственное мнение.

Вольтер

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

С этой целью с детьми средней группы № 11 «Радуга», педагог Петрова Н.Н., провела беседу, на тему "Что такое толерантность". После проведённой беседы, с детьми рассматривали иллюстрации в детских книгах, читали зарубежные стихи и потешки. Тем самым, у ребят сформировалась мотивация на доброе отношение, сочувствие к окружающим, сложилось представление о нравственно-значимых качествах личности, выработалось уважение к традициям других народов.

«Цветок милосердия»

Быть толерантным – означает «Позволять» допускать, проявлять великодушие в отношении других.
В этот день в старшей группе № 1 «Солнышко», после прочитанной сказки «Цветик – семицветик», с детьми провели беседу «О добро и зле», целью которого было – развивать способность воспитания добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим, учить высказывать свои мысли. После беседы, дети с педагогом оформили «Цветок милосердия». У детей сформировалась мотивация на доброе отношение, сочувствие и нравственно-значимые качества личности.

«Закон дружбы»

Сегодня, в день Толерантности, 16 ноября, в старшей группе № 2 «Теремок», была проведена деятельность на тему «Законы дружбы», целью которого была выработка умений жить и действовать по правилам коллектива. Педагог Алексеева С.И. научила осмысливать своё поведение через поведение героев сказки, сформировала у детей мотивацию на доброе отношение, сочувствие, поспособствовала развитию умений угадывать чувства и настроение окружающих. У детей сформировалось доброжелательное отношение друг к другу, сочувствие к ближнему.

«Толерантные игры с дошкольниками»

Международный день, посвященный пониманию и терпению – толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября.

В средней группе № 9 «Весёлая полянка», педагог Иванова С.М. организовала игры «Привет другу», «Собираем добрые слова» и игровое упражнение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Цель игр и упражнений – снять напряжение, настроить и дать возможность каждому ребенку почувствовать себя успешным, уверенным, смелым и сильным. Дети освоили навыки установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения, развития и формирования доверия друг к другу.
Через совместную игровую деятельность в игровой комнате создавалась атмосфера безопасности и доверия.

«Дружба»

Терпимость, уважение, правильное понимание культур мира – должно прививаться уже в раннем возрасте. Задача воспитателей на данном этапе – развивать у детей чувство единения, взаимопонимания, уважения к людям других национальностей. Для решения этих задач, ведется активная работа с детьми в различных видах деятельности.

16 ноября, в группе № 7 «Капитошка», педагог Маринова Н.М., провела занятие по рисованию, на тему «Дружба». У ребят сформировалось умение уважительно и внимательно относиться друг к другу, желание прийти друг другу на помощь, умение по - настоящему дружить и дорожить дружбой.

16 ноября, в МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, педагог Венера Генриховна, провела беседу с детьми в подготовительной к школе группе № 14 «Маленькая страна». В ходе беседы, воспитатель познакомила детей с разными народами, как важно жить в мире и уважать их культуру, обычаи и традиции. Так же педагог рассказала, что в Чувашии живут люди разных национальностей.

Дети поняли, что уважение к людям других национальностей начинается с того, как мы относимся к друзьям, родным, близким людям.

День Толерантности в младшей группе.

16 ноября, в первой младшей группе № 12 МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, воспитателем Екатериной Валерьевной, было проведено занятие на тему «Мы жители планеты земля». Главной задачей стало воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Во время занятия педагог познакомила ребят с художественной литературой «Заяц хвастун». Так же воспитатель провела тематическую беседу «Мы разные, но мы дружим!», игру «Хоровод» и «Ходит Ваня». Такие игры способствуют развитию дружелюбия, умению радоваться успеху других. У детей формируется способность выражать свои чувства и понимать чувства других.

День Толерантности.

Толерантность – означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям. Так же толерантный человек должен быть доброжелательным, любознательным, проявлять доверие, гуманизм и желание делать вместе.

Сегодня, 16 ноября, в МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, педагог Марина Ивановна провела беседу с детьми старшей группы № 8, на основе морально – эстетических критериев. Воспитателем было отобрано художественное произведение – сказка народов мира «Айога». В целях воспитания любви и уважения не только к матери, но и к окружающим, умения проявлять эмоциональный отклик, доставлять радость, формирования эмоциональной отзывчивости.

На формирование представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представление о добром отношении к матери, умения выполнять семейные обязанности, педагог провела игру – драматизацию по немецкой сказке «Айога», где в процессе игры, дети старшей группы соблюдали правила и нормы общения, взаимопонимания, доброжелательности.

День Толерантности.

Воспитать детей толерантными, терпимыми друг к другу, очень важно. И это нужно начинать с детского сада.

16 ноября, в МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, с детьми подготовительной к школе группе № 6, педагог Надежда Борисовна, провела беседу. Ребята знают, что нужно дружить друг с другом. Уважать своих сверстников, взрослых. В случае необходимости, необходимо приходить на помощь друг другу. Дети знают, что игрушки принадлежат всем, нужно делиться ими, приглашать к совместной игре. В случае спорных вопросов – договариваться друг с другом.

Видеть настроение своих друзей, уметь сочувствовать, сопереживать, приходить на помощь – этому учат детей в нашем детском саду.

Статья по толерантности «Как научиться дружить»

Терпение, переносимость, снисходительность – это толерантность.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость, как можно раньше воспитывать культуру толерантности.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности.

16 ноября, в средней группе № 4 «Цветик – семицветик», МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, воспитатель Замуткина Т.В. провела занятие по толерантности «Как научиться дружить».

Целью занятия было формировать у детей доброжелательное отношение к друг другу, воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

Так же дети научились приветствовать друг друга с помощью упражнения «Улыбка», получив массу положительных эмоций.

Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Садко»

«Формирование культуры межличностных отношений между детьми»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в группе старшего дошкольного возраста.

Должность: Воспитатель

Организация: МБДОУ №79 детский сад «Садко»

Населенный пункт: ХМАО-Югра,Тюменская область, город Сургут

Тема: «Путешествие в страну Толерантности»

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

2. Активизировать словарь по данной теме.

3. Добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.

Развивающие:

1. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

2. Развивать культуру речи, мыслительную активность.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Образовательные области:

Познание: формирование представлений о Международном дне Толерантности, о том, как здороваются люди в разных странах мира.

Социализация: совместная деятельность в парах, группах.

Коммуникация: активизация словаря по теме, свободное общение.

Музыка: создание благоприятного эмоционального фона, пение песни.

Художественная литература: рассказывание пословиц, поговорок о добре.

Материалы и оборудование:

цветок толерантности, макет автобуса, смайлики, проектор, электронная презентация «Путешествие в страну Толерантности».

Ход:

1ч. Приглашение к деятельности.

Дорогие, ребята, поздравляю вас с международным днем толерантности. Сегодня во всех странах мира люди стараются совершать добрые дела и поступки, помогать больным, старикам, никого не обижать.

(слайд 1)

2ч. Введение в игровую ситуацию.

Сегодня я хотела тоже сделать всем приятное - подарить цветок толерантности, но он рассыпался.

Поможете мне его собрать?

Вспомните толерантные слова (дети прикрепляют лепестки к середине цветка и говорят слова: доброта, любовь, нежность, забота, ласка и. т. д.)

Спасибо! Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности.

Хотите оказаться в этой стране?

Нас ждет волшебный автобус.

Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .

В этом путешествие мы отдохнем, поиграем, споем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.

(музыка прекращается)

3ч. Практическая

Подъехали к воротам города (дети выходят из автобуса)

В город пускают только тех, кто умеет говорить волшебные слова.

Вы их знаете?

Игра «Волшебные слова»

Как вы думаете, можно назвать человека толерантным, если он использует в речи такие слова?

С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

(слайд 2)

А вот и жители страны Толерантности.

Кто из них не толерантный? Почему? (волк)

Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом.

Предлагаю оценить сказочного героя, если он добрый – хлопайте, а если злой - топайте. (Кощей-Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка.)

Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.

Когда люди приходят в гости или встречаются на улице, что они должны сказать друг другу? (здороваются)

Хотите научиться здороваться по-новому?

(слайд 3)

На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.

(слайд 4)

Во Франции мужчины снимают головной убор, наклоняют голову вниз и говорят: «Бонжур)

(слайд 5)

В Англии говорят: «Хеллоу» и поднимают над головой собранные руки.

Запомнили? Теперь давайте потренируемся. Когда я скажу: «Здравствуйте», вы поздороваетесь с жителями города Толерантности, как вам больше понравилось

Даже солнышко засияло, протянуло свои лучики.

Давайте и мы, словно солнышки, протягивать друг другу руки - лучики и говорить: «Спасибо, вас люблю».

(дети снова садятся в автобус и едут по городу)

(слайд 6)

«Улица Мудрецов»

Нужно вспомнить пословицы и поговорки о добре, дружбе.

(дети выполняют задание)

Доброе слово и кошке приятно.

Добрые слова дороже богатства.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Кто добро творит, тому зло не вредит.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

А где же наши ручки - лучики? (дети протягивают друг другу руки - лучики и говорят слова: «Я вас люблю»)

(слайд 7)

«Озеро Улыбки»

Если к человеку относиться с добротой, то он в ответ обязательно улыбнется. Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки.

Игра «Собрались все дети в круг»

«Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа поклонись,

Тому, кто слева поклонись.

Тому, кто справа руку дай,

Тому, кто слева руку дай,

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Того, кто справа обними,

Того кто слева обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все. Ура!»

(слайд 8)

«Переулок Загадок»

Игра: «Доскажи словечко».

«Растает даже ледяная глыба,

От доброго слова (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: (Простите, пожалуйста)

И во Франции и Дании на прощанье

Говорят: (До свидания).

(слайд 9)

«Улица «Пожалуйста»

Здесь выполняют задания, если услышат слово, пожалуйста.

Пожалуйста, поднимите правую руку.

Пожалуйста, похлопайте.

Потопайте.

Будьте добры, сядьте.

Улыбнитесь.

Пожалуйста, улыбнитесь.

Не забывайте говорить, пожалуйста, когда обращаетесь с просьбой.

А где же наши ручки - лучики? Не забываем признаваться в любви.

(слайд 10)

А вот мы добрались до самой главной площади страны Толерантности.

Человек рождается на земле, чтобы делать добро.

Давайте встанем в круг толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека - это значит, что вы готовы поддержать друга.

А сейчас давайте все вместе споем «Песенку друзей».

4 ч. Итог

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Толерантности.

Закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

(дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

5ч. Рефлексия

Что нового узнали? Что особенно запомнилось?


Конспект интегрированного занятия по формированию дружеских чувств и толерантных отношений в старшей группе «На что похожа дружба?»

Реализация содержания программы в образовательных областях: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие","Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная.

Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Материалы и оборудование:

интерактивная доска, презентация, клубок ниток, карандаши, бумага.

Предварительная работа:

. Беседы на тему: "Что, значит дружить?", "Пословицы и поговорки о дружбе".

. Совместная музыкальная деятельность: слушание народной музыки, песен о дружбе народов.

. Физическая карта России - рассматривание.

Планируемые результаты:

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать благоприятный психологический климат группы

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

Задачи:

Уточнить и закрепить представление детей о дружбе

Вызывать желание дружить с детьми разных национальностей

Показать сходство людей разных национальностей

Внимательно и с уважением относиться друг к другу

Воспитывать уверенность в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми .

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель - показывая презентацию:

Прекрасен горный край Кавказа - здесь разные народы

На крайнем севере у нас живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне. Вот рыболов тунгусский.

Но больше всех у нас в стране. Кого? Конечно русских.( Сергей Владимирович Михалков.)

Включает карту России.

Воспитатель:

Ребята, в какой стране мы с вами живем? .... А в каком городе?....

На берегу какой реки стоит наш прекрасный город?....

Наш Ростов- очень многонациональный город. Здесь живут не только русские, но и армяне, украинцы, грузины,корейцы, дагестанцы и многие другие народы. Но больше, конечно же, в нашей стране русских.

Посмотрите на доску - сегодня в гости к вам пришла девочка Даринушка и зовет вас отправиться в путешествие, в стародавние времена.

Продолжается презентация.

Русский быт…
У бревенчатой хаты
Россыпь ягод и
Грудой - грибы.
Дунул ветер.
Свеча, затухая,
Змеевидной дымкой чадит.(Наталья Гладмир)

Воспитатель:

Из чего строилась изба?.....

В избах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.

Загадка.

Летом спит, зимой горит

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок.

Назовите мне эти сказки:

(«Гуси лебеди», «Колобок», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»)

Воспитатель:

Отгадайте вторую загадку.

Загадка:

Ножек четыре, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

А какой красивый русский народный костюм!

Косоворотка, штаны, белоснежная рубашка у мужчины, сарафан с вышитым узором -у женщины, а на головах кокошник и картуз.

По старой русской традиции на Руси,

встречают дорогих гостей - хлебом -солью.

Гость отламывает маленький кусочек хлеба,

Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Дарина:

- Ребята, к вам в гости я пригласила свою подружку - украинку Наталю.

Посмотрите на ее национальный костюм. Он чем - то похож на наш русский.

Наталя: А я к вам гости пришла не с пустыми руками. Принесла игру "Скажи наоборот". Давайте поиграем?

Враг - Друг

Война - Мир

Ложь - Правда

Слёзы - Смех

Врозь - Вместе

Горе - Радость

Грубо - Ласково

Грустно - Весело

Жадный - Щедрый

Ссориться - Мириться.

Воспитатель:

А у нас для наших гостей тоже есть интересная игра. Поиграем?

Игра "Друг к дружке"

Ухо к уху;

нос к носу;

лоб ко лбу;

колено к колену;

локоть к локтю;

спина к спине;

плечо к плечу.

Воспитатель:

А вот еще один гость к нам пожаловал. Это - Сабир. Сабир в переводе на русский означает "терпеливый". Сабир к нам приехал из Дагестана. Он - Дагестанец. Посмотрите, какой у него красивый национальный костюм.

Сабир очень хорошо дружит с нашими девочками. Они часто играют в одну очень веселую игру: «Цекубачи» (способствует развитию речевого дыхания), по условиям этой игры, на одном дыхании нужно произнести как можно больше раз одно и то же слово «Ц!ек|у». Поиграем?

Воспитатель:

А вот и наш последний гость - девочка из Армении. А зовут ее Нарине.

Нарине:

Вот волшебный сундучок

В нем волшебный клубок

По дорожке доброты

Побежим и я, и ты

Ниточка тянись, тянись

Воспитатель начинает и передает клубок по кругу, каждый ребенок говорит своему соседу приятное слово и дальше передаёт клубок, ниточку оставляя в руках.

Воспитатель:

Ребята, скажите, а на каком языке говорят русские люди? ... А украинцы?....А дагестанцы?.... А армяне?....

Наши гости - очень дружны. И им не мешает то, что разных национальностей, говорят на разных языка, у них разные традиции и обычаи.

А вы — дружные ребята? ...

А почему вы так думаете? ......

А с чего начинается дружба? ......

Как вы думаете, какого цвета дружба? А на что она похожа? ....

А давайте ее нарисуем? Каждый свою неповторимую дружбу.

Рисование по замыслу.