Духовно практической деятельностью людей обращается. Существующие виды духовной деятельности. Духовные потребности человека


Уроки открывают тему «Деятельность и духовный мир человека» и создают базу для последующих уроков этой темы, а также для темы «Духовные ценности современной цивилизации», которая изучается в конце курса «Человек и общество».

Цель уроков - дать представление о различных видах деятельности в духовной сфере, ее отличиях от деятельности в сфере материального производства. Эта подтема призвана раскрыть высокую ценность духовной деятельности, ее значение для общества и каждого человека.

К этим урокам учащимся предлагается повторить § 3 «Мотивы деятельности» и § 4 (тексты, озаглавленные «Виды деятельности» и «Творческая деятельность»). Целесообразно также скоординировать работу по данной подтеме с учителем литературы.

План изучения нового материала

1. Сущность и виды духовной деятельности.

2. Духовное производство.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей:

а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;

б) роль библиотек;

в) роль архивов;

г) роль школы;

д) роль средств массовой информации.

4. Духовное потребление:

а) особенности духовного потребления;

б) духовное потребление и духовные запросы человека.

Подготовиться к урокам учителю поможет пособие: Человек и общество / Под ред. В. И. Купцова. - Кн. 2. Сферы общественной жизни. - М., 1993. - Разд. 3. Жизнь науки, 4. Мир искусства, 5. Религия в истории общества. Полезно привлечь материал из учебных пособий для учащихся: Малышевский А. Ф . Мир человека. - М., 1997. - § 15; Гуревич П. С. Человек. - М., 1995. - Тема VIII. К этим пособиям можно адресовать учащихся, проявивших повышенный интерес к теме.

Материал по изучаемой подтеме можно найти также в кн.: Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1995. - Гл. 7, § 7. Социальная природа и содержание духовной жизни.

В ходе работы целесообразно использовать: Школьный философский словарь / Под ред. А. Ф. Малышевского. - М., 1995; Гуревич П. С. Философский словарь. - М., 1997; Словарь-справочник «Человек и общество». Философия / Сост. И. Д. Коротец и др. - Ростов-на-Дону; М., 1996.

1 . В начале урока рассматриваются понятия «духовная жизнь», «духовная деятельность». С этой целью полезно обратиться к «Школьному философскому словарю». Учащимся предлагается найти в нем статью «Душа и дух» и обратить внимание на их характеристику как философских понятий, обозначающих два слоя «идеальности мира, две ступени его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке». Душа здесь определяется как «совокупность психических характеристик личности, всего того, что происходит в нас». Духовное же не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Интересная работа может быть проведена с «Философским словарем» П. С. Гуревича, где дается определение понятия «дух», суждения о нем мыслителей, а также вопросы и задания.



Учащимся предлагается вспомнить содержание духовной деятельности (§ 4). Называемые учащимися познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность - это один из вариантов классификации видов духовной деятельности.

В § 13 представлен иной вариант классификации видов духовной деятельности. Последующее изучение подтемы осуществляется в соответствии с этой классификацией.

2 . Рассмотрение духовного производства проводится путем сравнения его с материальным. Начать целесообразно с вопросов: 1. Что такое творческая деятельность? 2. В чем ее особенности?

Нуждается в пояснениях краткая, но неполная формула: духовное производство - это производство идей, а материальное - это производство вещей. Выше в учебнике дан более полный перечень продуктов духовного производства; кроме идей, они включают в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, художественных произведений. Иными словами, духовное производство - это научное и художественное творчество, философия, т. е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей.



Отличия и связь материального и духовного производства раскрываются на основе текста учебника.

Учащимся можно предложить следующее задание:

Сборник избранных произведений А. С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый - массовым тиражом, второй - небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включенных в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем в первом. О чем это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене?

Очевидно, что значимость духовных ценностей, самих произведений, включенных в сборник, неизменна. Различие, скорее всего, в материальных носителях идей и образов, созданных поэтом. Бумага, краски, переплет, оформление могут существенно различаться, но это продукт главным образом материального производства (следует учесть возможность включения в подарочное издание иллюстраций и других элементов оформления книги, которые сами по себе являются продуктом духовного производства - творчества художника).

Необходимость профессиональной подготовки писателей, художников, актеров, музыкантов можно проиллюстрировать существованием профессиональных учебных заведений. Так, в Москве работают Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А. П. Чехова; Литературный институт им. А. М. Горького; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Московский государственный хореографический институт; Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова; Российская Академия музыки им. Гнесиных и др.

Что же касается ученых, философов, то учащиеся хорошо понимают, что без высшего профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна.

Желательно также показать еще одну особенность духовного творчества - удовлетворение не только общественной потребности в том или ином произведении, но и внутренней потребности автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актер по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении Ольги Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины.

Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, И. И. Левитана, А. А. Пластова и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников.

Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Можно использовать на уроке соответствующие высказывания мыслителей. Так, Л. Н. Толстой писал: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем знакомее и роднее, - не только в художественных, но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен - пускай Кант, пускай Спиноза, - мы видим, я вижу душу только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л. Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.).

Уместно вспомнить четверостишие А. Твардовского:

Учитель обратит внимание учащихся на последнюю строку, в которой отражено стремление автора выразить именно свое собственное настроение. На уроке целесообразно обсудить задание 2 к § 13 учебника.

Рассмотрение второго вопроса плана завершается чтением последнего абзаца в тексте, озаглавленном «Духовное производство». Этот текст как бы перебрасывает мостик к следующему пункту плана.

3 . Изучение вопроса о сохранении и распространении духовных ценностей может быть организовано в трех вариантах.

Вариант 1 предполагает заблаговременную подготовку желающими учащимися небольших сообщений (3-5 мин) на тему «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. Эти сообщения заслушиваются на уроке.

Вариант 2. Самостоятельное чтение текста учебника, озаглавленного «Сохранение и распространение духовных ценностей», с заполнением в тетради таблицы с тем же названием по следующей форме:

Вариант 3. Изложение материала самим учителем с акцентом на характеристику разновидностей деятельности по сохранению и распространению духовных ценностей. По ходу этой работы организуется выполнение заданий 7, 10, 11 к § 13 учебника.

Учащиеся узнают, что первые музейные собрания возникли в Древней Греции. В России первый публичный музей был открыт в начале ХVIII в. Сегодня существует большое количество музеев, разнообразие которых отмечено в учебнике.

В качестве примера целесообразно привести музей, ближайший по отношению к школе. Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. Посещали ли они этот музей? 2. Каково содержание работы этого музея?

Примером крупного музея может служить Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, созданный в 1912 г. Его собрание занимает второе место после Эрмитажа. Это несколько сотен тысяч произведений искусства, включая произведения великих мастеров Рембрандта, Рубенса, П. Сезанна, О. Ренуара, П. Пикассо и др. Среди ценностей музея - собрание французской живописи конца ХIХ - начала ХХ в. Оно одно из богатейших в мире. В музее хранятся многочисленные археологические находки.

Музей ведет большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в нем проводится много экскурсий, читаются лекции.

Большим событием стало открытие в Москве в 1997 г. после 10-летнего ремонта Государственного исторического музея.

Библиотеки знакомы любому ученику. Желательно сосредоточить внимание на содержании работы библиотекаря.

Архивы , в отличие от библиотек и музеев, - это учреждения, с которыми учащиеся не знакомы. Характеризуя архивы, учитель отметит, что архивариус - это хранитель архивных документов, сотрудник архива. Работа архивариуса требует широкого круга знаний, и в частности в области архивоведения - комплексной дисциплины, изучающей историю, организацию, теорию и практику работы архивов в области учета, описания, обеспечения сохранности документов.

Особое значение имеет разговор на уроке о деятельности школы и учителя. Функции школы могут быть раскрыты с опорой на «Закон об образовании».

Деятельность учителя нашла всестороннее освещение в кн.: Учитель. Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Д. Брудный. - М., 1991. Использование сборника позволит раскрыть значение педагогической деятельности в формировании духовного мира молодого человека.

На уроке можно использовать, например, такие суждения К. Д. Ушинского: «Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и направлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является также необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни...»

Учащимся можно предложить проанализировать структуру деятельности учителя по изученной общей формуле: цель - средства-действия, направленные на достижение цели, - результат. В этой связи следует напомнить, что ученик не только объект деятельности учителя, но и активный субъект учебного процесса (анализ деятельности ученика ребятам предлагалось провести при изучении § 3). Результаты обучения, таким образом, являются результатом сочетания двух видов деятельности: педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.

Целесообразно хотя бы упомянуть на уроке различные учреждения культуры, и прежде всего театр. Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать Церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Об этом речь пойдет при изучении § 46 «Религия в современном мире».

4 . Изучение вопроса о духовном потреблении начинается с рассмотрения духовных потребностей . Учащимся ставится вопрос: какую роль в мотивах деятельности играют потребности? (Чтобы ответить на вопрос, ребята должны вспомнить материал § 3 «Мотивы деятельности».)

Затем характеризуются духовные потребности. Это можно сделать на базе текста § 13 учебника либо на основе раздела «Человеческие потребности» в пособии П. С. Гуревича «Человек» (тема VI). Этот текст может быть рекомендован учащимся, заинтересовавшимся данной подтемой.

Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Обобщенная характеристика духовных потребностей содержится в «Психологическом словаре»: «С категорией „духовность“ соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ» (Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 112).

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

7, 8 очевидны, и учащиеся поясняют их самостоятельно.

Затем рассматриваются особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность , раскрытая в учебнике: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью». Аргументация этого утверждения дана в учебнике.

Дополнительные аргументы нужны для обоснования второй особенности , суть которой состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов. Обоснование этих утверждений требует учета специфики таких продуктов духовного творчества, как литература и искусство, а именно:

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным. Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности (см.: Сафронов В. Ф. Эстетическое сознание и духовный мир личности. - М., 1984. - С. 78-88; Проблемы социологии и психологии чтения / Под ред. Э. Г. Храстецкого. - М., 1975. - С. 130-161).

Учащимся можно предложить задание:

Какие особенности потребления духовных ценностей нашли отражение в пословицах?

Ум без книги, что птица без крыльев.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Хороша книга, да чтец плох.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Желательно интерпретировать каждую пословицу.

Целесообразно также обсудить задания 5 и 12 к § 13 учебника.

В заключение урока учащимся предлагается прочитать последний абзац § 13, обратив внимание на завершающую фразу.

В ходе домашней работы над текстом § 13 выполняются задания 1, 4, 9.


В начале урока предлагаю провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный» (слайд 2). Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий, а для этого вам поможет «Школьный философский словарь».

Из прочитанных вами определения сделаем вывод душевное не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному также относится высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Запишите определения «дух» и «духовный» в тетрадь (слайд 3).

Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.

Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?

Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.

Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.

О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)

Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актёр по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении О.Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины. Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Так, Л.Н. Толстой писал «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранные узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее, – не только в художественных но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен – пускай Кант, пускай Спиноза, – мы видим, я вижу душу, только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л.Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.) (слайд 5).

Давайте сделаем некоторые выводы. Для этого прочитаем последний абзац в тексте, озаглавленном «Духовное производство».

Как же сохранить и распространить духовные ценности? Ответ на этот вопрос дадут нам ребята, которые подготовили сообщения на тему: «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. На сообщения вам 5 минут.

Итак из прослушанных вами сообщений сделаем вывод. Архивы, библиотеки, музеи – это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранениии и передаче культурного наследия.

Какую же роль играет театр в сохранении духовных ценностей? Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Какую роль в мотивах деятельности играют потребности?

Что же такое духовная потребность? Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей

рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

А 7 и 8 связи поясните самостоятельно (слайд 6).

Рассмотрим особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».

Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов (слайд 7).

Давайте рассмотрим это на примере литературы и искусства.

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным (слайд 8). Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.

Если рассматривать духовную деятельность, то можно выделить два вида:

1. Духовно-политическая деятельность (производство духовных ценностей, мыслей, художественные произведения).

2. Духовно-практическая деятельность (сохранение, воспроизведение, распространение духовных ценностей).

Духовное производство связано с материальным. Во-первых, бумага, краски, музыкальные инструменты – необходимое условие духовного производства. Духовное производство осуществляется определенной группой людей, профессионалами. Но наряду с ними, многие люди приобщаются к духовной деятельности (театральная самодеятельность, шансон и т.д.).

ИТАК: духовное производство – это деятельность людей по создание духовных ценностей, назначение которых – удовлетворение духовных потребностей человека, воздействие на его сознание. Как следствие наблюдается рост духовной культуры.

Духовные ценности могут быть утрачены и тогда они не окажут ни какого влияния на сознание людей (1932г. разрушение «Храма Христа Спасителя», как обеднело бы человечество без произведений античности, египетских пирамид, Андрея Рублева и др.).

Кто же способствует сохранению духовных ценностей? Это:

1. Музеи (во всем мире 12 тысяч музеев). Они разнообразны по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, музеи под открытым небом и др.

2. Библиотеки (1-ая библиотека создана в VII в. до н.э.) – им.Ленина в Москве (44 млн единиц на 247 языках мира).

3. Архивы – предназначены для научных исследований. Бывают как небольшие, так и гигантские архивы.

Египтяне называли музеи, библиотеки и архивы – «домами жизни».

Народным достоянием называются кинофильмы, театральные постановки, телевизионные передачи. Важнейшая потребность человека – потребность в познании. Аристотель говорил – «Все люди от природы стремятся к знаниям». Другая духовная потребность человека – эстетическая. Глубоко чувствовать поэзию, музыку, живопись – это грани эстетической потребности. Еще одна потребность – потребность в общении. Моральная поддержка, внимание к друг другу, сочувствие, совместное творчество – проявление потребности в общении.

Материальные блага существуют во времени (одежда изнашивается), духовные ценности передаются из поколения к поколению. Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книги, радио, телевидение. Чтение – важнейший вид духовного потребления. Д.Дидро говорил – «люди перестают мыслить, когда перестают читать». В последнее время возросло потребление культуры в домашних условиях (личные библиотеки, видеоматериалы).

ИТАК: духовная деятельность людей многообразна. У каждого человека есть широкий выбор ее форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Духовно- теоретическая и духовно-практическая деятельность.

Духовная деятельность изменяет сознания людей.

Духовно-теоретическая – это производство духовных ценностей: мыслей, теорий, образов, обретающих форму научных и трудовых произведений.

Духовно-практическая - это сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей. Это деятельность, результатом которой является сохранение сознания людей.

Материальное производство создает вещи, а духовное – идеи, мысли, теории. Вещь – продукт труда, а идея – продукт умственного труда. Духовное производство-это производство духовных ценностей в форме научных трудов, литературных сочинений, художественных произведений, которые несут авторские идеи, взгляды, оценки, чувства.

Особенности духовного производства:

Духовное связано с материальным;

Духовное производство осуществляется группой людей, духовная деятельность для которых является профессией;

Духовное производство на ряду с профессиональной деятельностью включает в себя деятельность, народные обряды;

Продукты духовного производства создаются не только для потребления, но и для самореализации;

Между моментом создания духовных ценностей и признанием их значимости часто происходит промежуток времени.

Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности человека для воздействия на сознания людей. Духовные ценности сохраняют и распространяют в музеях, библиотеках, школах, СМИ, театрах. Духовное потребление – это процесс удовлетворения духовных потребностей. Духовные потребности пораждают различные виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант-слушатель, писатель-читатель. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой-деятельность духовных потребностей.

Особенности духовного потребления:

Могут использоваться многократно;

Духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека;

Процесс духовного потребления является и процессом духовного производства.

Духовное производство имеет:

Цель: осуществляется духовными запросами, общественными условиями.

Средства: материальные возможности, уровень образования, знания.

Результат.

Общий вывод:

Уровень образования и общей культуры влияет на потребление духовных ценностей. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит от духовных потребностей. Духовная деятельность многообразна, она может стать профессией. И от того, какие ценности он предпочитает зависит, его личность.

Мораль. Моральная оценка личности. Нравственность.

Существует много разных точек зрения:

1.Мораль и нравственность – синонимы.

2.Мораль-результат размышлений людей о своей жизни, о хорошем и плохом, о добре и зле.

К морали относятся принципы, идеалы. Т.е.-мораль-нормы сознания людей.

Нравственность-часть жизни, которая связана с делами, обычаями, деятельностью.

Считают, что существуют злая и добрая нравственность.

Злая:себялюбива. Эгоистична.

Добрая:мораль, противостоящая злой, забота не только о себе, но и о других людях, мораль созедательна.

Другая точка зрения: нет разделения на добрую и злую нравственность. Нравственность: доброе, хорошее. Все злое – аморльное (Аммосное) безнравственное.

Этика-теория морали и нравственности. Этика-часть философии.

Моральная оценка.

Моральная оценка-это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции морального сознания, этнической группы, социально - классовой общности людей.

Возможна и самооценка.

Выражается в: совесть, честь, долг, стыд.

Моральная оценка опирается на понимание добра и зла:

1.Совесть.

Проявляется на уровне глубокого чувства. Человек может не вполне осознавать, почему он ведет себя так или иначе, но он это чувствует.

Следовательно, совесть-это еще и сочувствие. Человек в глубине души судит о добре.

Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самим формировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль.

2.Честь-это достойные уважения, моральные качества личности, проявляющиеся во всей личности.

3.Долг связывает человека с друими людьми, с обществом. Мы преобретаем обязательства и ответственность.

Объективные долги-независимые от нашего личного желания.

Общественный долг-объективная обязанность, которая должна помогать человеку.

Моральный-когда человек осознает, предъявляет требования себе.

Моральный и общественные долги связаны.

Существуют разные точки зрения:

1.моральные качества изначально пресуще человеку.

2.Моральные качества формируются в семье на основании примера.

Способность чувствовать, понимать добро и зло – это особые нравственные качества, которые нельзя получить готовыми, их нужно вырабатывать самостоятельно путем

самовоспитания и самосовершенствования.

Мировоззрение. Убеждение. Вера.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нем.

1.Обыденное. Возникает в процессе жизни человека.

Опирается на опыт.

Не используется опыт других людей.

План:

2. Духовное производство.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей.

4. Духовное потребление.

1. Сущность и виды духовной деятельности.

Деятельность делится на:

o Духовную (производство идей, изменение сознания людей).

o Материальную (преобразование природы и общества).

o Духовно теоретическая.
Производство духовных ценностей. Продукты производства - мысли, теории, образы в форме научных и художественных произведений и т.д.

o Духовно практическая.
Сохранение и освоение духовных ценностей. Результат - изменения сознания людей.

2. Духовное производство - создание идей.

Идея - это результат умственных усилий.

Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Духовное производство, связано с производством материальным.

Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание.

Особенности духовного производства:

o Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

o Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей.



o Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей.

Вьетнамский термин "бао та", что означает хранилище реликвий.
С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т.д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т.д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей,("хранилище" и "распространение").

Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.

o Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей.

Архив (в переводе с лат. - письмо хранилище), как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.

o Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей.

Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости - вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель - это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.

o Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т.е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.

4. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

5. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

6. Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.

Потребности:

1. Познание (хочу все знать).

2. В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).

3. В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).

Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).

o Особенности духовного потребления.

§ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.

§ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).

o Духовное потребление и духовные запросы.

Направления духовного потребления:

1. От общественных условий.

2. От духовных запросов человека.

3. От моды.

Средства достижения цели:

4. Материальные возможности.

5. Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.

Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.