Что умеет 10 месячный ребенок. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте


Родители искренне радуются самым маленьким успехам своего малыша. Теперь малыш с большим интересом познает окружающий мир, изучает новые игрушки, контактирует с другими детками. Они уже сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно прийти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам. Не стоит забывать, что все дети индивидуальны. Они отличаются друг от друга поведением, умениями. Но главное - все дети должны быть любимыми, единственными и неповторимыми!

Малышу 10 месяцев. Весомая дата, скоро первый ваш праздник - год в качестве родителей и год новой жизни! Можно начать готовиться к этому дню, продумайте меню, место проведения маленького торжества, обозначьте список гостей, найдите пример торта или мастера, который изготовит его на заказ, обдумайте подарки, поищите темы для веселых коллажей и плакатов - поверьте, первый год вашего крохи - это существенная дата для всей вашей семьи и этот праздник запомнится вам на всю жизнь!

Однако не стоит отрицать, что в 10 месяцев многие мамы уже чувствуют моральную усталость, они устают от частых кормлений, бессонных ночей. Для того чтобы не упасть духом, уделяйте себе время, малыш уже кушает прикорм и вы должны выделить время для себя: попросите бабушек или папу посидеть с ребенком, сами же займитесь спортом или танцами, сходите в парикмахерскую, в магазин на шоппинг.

Вы уже можете выводить малыша на прогулки не только в парк, но и в город. Такие выходы в свет будут стимулировать вас красиво одеться, накраситься, сделать прическу. Попросите мужа вывести вас в кафе, сходите вместе в гости. Главное, чтобы вы получали от материнства только положительные эмоции, ребенку будет лучше, если вы будете давать ему качественное общение, а не количественное, когда мама проводит с ребенком целый день, но при этом так устает, что не успевает даже просто проиграть с крохой, забывает о муже и о себе, как личности.

Что новенького

Как правило, в 10 месяцев ребенок уже умеет сидеть, поэтому было бы не лишним начать приучать малыша к горшку (если вы не начали этого делать ранее). Если ему не понравится ваша идея, не стоит повышать голос, пытаться заставить сесть силой. Пусть он поиграет, познакомиться и, возможно, подружится с ним, так будет проще в дальнейшем при очередной попытке приучить его к самостоятельности.

Исследование окружающего мира становится всё более увлекательным - малыш всё чаще трогает ручками посторонние предметы, открывает баночки и ящички, исследуя, что же находится внутри.

Учатся переползать через предметы и ходить вокруг опоры. Возможно в этот период с 10 месяцев до года произносит первые осмысленные слова «мама», «дай». Понимает слова «нет» и «нельзя». Некоторые дети в 10 месяцев могут уже самостоятельно стоять без опоры, делать первые шаги, пытаются учиться вставать без опоры из положения сидя на корточках.

Как выглядит ребенок в 10 месяцев






Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого. Уверенно ходит, держась за стену или мебель.

Начинает стоять без опоры, то есть без поддержки, не держась за предметы, пока еще пошатываясь. Залезает на низкий диван, кресло или кровать. Сидит уверенно - вертится и наклоняется во все стороны. Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. Обычно в такой ситуации они хорошо передвигаются на четвереньках. Руки при этом выпрямлены, а опора производится на ладони. Ноги еще согнуты в коленных суставах, а вот живот уже не прикасается к поверхности пола.

Еда ребенка в 10 месяцев

Пьет из чашки, держа ее обеими руками почти самостоятельно. Взрослый должен лишь слегка поддерживать чашку за донышко, чтобы ребенок ее не уронил, и контролировать положение чашки, если ребенок слишком сильно наклоняет ее.

Бытовые навыки ребенка в 10 месяцев

Многие дети помогают при одевании. На просьбу взрослого «Дай ручку, вытяни ножку» они подают нужную руку или ногу. Ребенок может спокойно относиться к высаживанию на горшок. Однако эти высаживания не ускоряют приобретения навыка проситься на горшок, они лишь дают возможность экономить на памперсах. Нельзя долго держать ребенка сидящим на горшке, в надежде что он «исполнит свой долг» и оправится. Таким сидением вы можете привить ему страх или ненависть к горшку как раз к возрасту полутора лет, когда можно будет наконец активно обучать ребенка проситься на горшок.

Уменьшается привычка пускать слюни и брать все в рот.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, он узнает их. Ребенок смотрит на фотографию, узнает, смеется, трогает, оборачивается к взрослому. Если сказать: «Покажи - где мама?» - то ребенок показывает пальцем мать на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 10 месяцев

Значительно расширяются возможности игры с предметами в зависимости от их свойств. Малыш понимает, что можно рукой катать туда-сюда машинку с колесиками, дергать и подтягивать ее за привязанную к ней веревочку, вынимать один предмет из другого, звонить колокольчиком, снимать кольцо с пирамидки. Половина детей в возрасте 10,5 месяца может накрыть баночку крышкой.

При игре с несколькими игрушками или предметами малыш начинает использовать один из предметов как инструмент, например стучит одной игрушкой о другую. Ложку может использовать, чтобы ворошить и раскидывать некрупные предметы по полу.

По просьбе взрослого пытается найти спрятанную игрушку. Чтобы проверить это, на глазах у ребенка накройте небольшую игрушку перевернутой чашкой и оставьте ее так. Затем попросите ребенка найти игрушку. Последовательность действий ребенка такова:


  1. Сначала он смотрит, как взрослый прячет игрушку.

  2. Тянется к чашке.

  3. Достаточно быстро находит игрушку.

Во время игры малыш не только опустошает сумки или коробки, но и начинает собирать предметы в эти емкости. Пытается забрасывать предметы в коробку, однако делает это не всегда охотно. Тренировать это умение можно с помощью игры.

Игра-упражнение
Рассыпьте как бы нечаянно ложки из коробки или другие интересные ребенку предметы. Затем вместе с малышом соберите их, сопровождая сбор рассказом, особым укладыванием и т.д. В дальнейшем поощряйте ребенка, чтобы он после игры всегда сам собирал свои игрушки в коробку, сначала делайте это вместе с ним, но занимайтесь этим не как работой, а как игрой.

Кроме матрешки, пирамидки, кирпичиков для ребенка желательно приобрести сюжетные игрушки: куклу, мишку, собаку. Можно дать ребенку в руки куклу и показать ему, как ее водить; дать в руки собачку и поиграть с ним в ее кормление; дать в руки машинку и показать, как ее можно катать вперед-назад. В отличие от более ранних этапов у ребенка уже развивается память: он знает, для чего нужна конкретная игрушка и как с ней играть. Сейчас малыш уже не изучает, как раньше, свою игрушку, а сразу использует ее по назначению: например, не пытается греметь машинкой с колесиками, а катает ее.

Понимает несколько ваших жестов: «иди ко мне», «нельзя», «до свидания», указательный жест.

Понимание речи ребенком в 10 месяцев

Если ваше дитя быстро и хорошо, без вашей подсказки выполняет такие заученные движения, как «до свидания», «здравствуй», «ладушки-ладушки», можно начать обучение и более сложным жестам. Известная всем с детства игра «сорока-белобока» способствует развитию функции указательного пальца. Обучите ребенка стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой под вашу речевку: «Сорока-белобока на дереве сидела, деткам кашку варила. Этому дала, этому дала… этому не дала». Постепенно (в последующие два месяца) обучайте ребенка стучать не по ладошке, а по пальцам левой руки, поочередно от мизинца до большого пальца. Естественно, «этому не дала» надо говорить, когда ребенок стучит по последнему (пятому) пальцу на ладони.

Все лучше понимает смысл обращенной к нему речи - слов, произносимых взрослым. По просьбе «дай» берет и подает хорошо знакомые предметы-игрушки. Хотя и дает названный предмет в руки взрослому, но еще не отпускает его. Вышеуказанные инструкции выполняет более четко, если они дополняются жестами взрослого. Для того чтобы ребенок мог выполнять такие инструкции, он должен знать названия предметов. Поэтому всегда, когда вы даете ребенку какую-либо игрушку, каждый раз правильно называйте ее.

Можно научить дитя показывать части тела. Для этого спросите у малыша: «Где у Саши носик?» Потом возьмите указательный пальчик ребенка и, дотрагиваясь им до его носа, говорите: «Вот носик у Саши». Затем спрашиваете: «А где же носик у мамы?» - и, дотрагиваясь пальчиком ребенка до своего носа, говорите: «Вот мамин носик». Также можно поиграть с ребенком и во время его купания: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи и т.д.» Сначала легче показать нос на взрослом или кукле, а затем уже и на себе. После носиков аналогичным способом можно изучить глазки, щечки, ушки и другие части тела.

Если назвать хорошо знакомого ребенку человека по имени, то он смотрит на него.

Четко понимает значение слов «нет», «нельзя». Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы ребенок прекратил запрещенные действия. Если же ребенок продолжает опасно шалить, то проще всего взять его на руки и унести в другую комнату, а там предложить другую игру. Например, если малыш стучит машинкой по телевизору, то после произнесения «нельзя, перестань» лучше дать ему барабан, по которому стучать палочками гораздо интереснее, а также показать ребенку, что машинку намного интереснее катать за веревочку. Если ребенок хватает со стола ручные часы, то, забирая их и говоря «нельзя», нужно дать ребенку игрушечные ручные часы или другую интересную игрушку и сказать «можно». Для воспитания выполнения запретов можно поиграть в специальную игру с куклой или медвежонком. Когда игрушка «делает» что-то опасное, вы строго говорите ей «нельзя» или «перестань». Медвежонок (кукла) тотчас прекращает шалить, и вы его хвалите. Ребенок берет пример с игрушки. Не злоупотребляйте запретами, используйте слово «нельзя» только в тех крайних случаях, когда без этого точно не обойтись. Ребенок должен твердо усвоить, что если один из родителей или близких сказал «нельзя» или «нет», то это решение окончательное и пересмотру не подлежит. Никакие капризы, обиды и истерики не заставят семью отменить такой запрет. Когда ребенок хорошо поймет это, он и не будет их устраивать. Особенно это важно при наличии склонности к нервозности. Если вдруг в семье найдется «слабое звено» - кто-то из родителей, бабушек или дедушек, к которому ребенок будет апеллировать для получения запретного, то развитие стойкого невроза, а затем и нарушения характера (психопатии) ребенку обеспечено.

Не забывайте хвалить ребенка за правильные поступки.

Доречевое развитие ребенка в 10 месяцев

С помощью звуков, мимики и жестов, но пока еще не слов, ребенок почти всегда может объяснить взрослым свои разнообразные желания. Произносит некоторые слоги со смыслом (например, «ам» - хочу есть). Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было в его лексиконе. Эту появившуюся способность ребенка можно использовать для развития речи, особенно в случае ее задержки. Для этого взрослый медленно, с вопросительной интонацией произносит слоги, а ребенок старается повторять их. Когда ребенок научился повторять слог, вы меняете в них гласные и повторяете с ним новый похожий слог. Например, повторяете «ба-ба», затем «бай-бай», «бах-бах». Аналогично «дя-дя», «де-да», «дай- дай», «ку-ку», «ка-ка», «ко-ко», «ки-ки» и др. При этом важно, чтобы ребенок понимал значение простых слов и слогов (бабушка, спать, падение, машинка, дядя, дедушка, дай, прятки, курочка и т.д.). Поэтому, работая над конкретным слогом, говорите ребенку, что он обозначает, а еще лучше показывайте ему этот объект, например бабушку при работе над слогом «ба-ба». Проще всего заниматься этой игрой-упражнением в процессе повседневного общения с ребенком.

Какой режим у ребенка в 10 месяцев?

Распорядок дня 10-месячного ребенка должен включать в себя сон, кормление, прогулки, купание и игры.

Режим сна в 10 месяцев немного меняется. В целом за сутки ребенок спит около 14 часов: 9–10 часов ночью и 4–5 часов утром-днем. Причем в 10 месяцев количество дневных снов сокращается до двух (по 2–2,5 часа). Если кроха спит всего один раз, то, как правило, днем малыш должен спать не менее 2 часов.

Гулять с ребенком нужно, как можно больше. Минимум - 2 раза в день по 2–3 часа. Если позволяет погода, ребенок и мама чувствуют себя хорошо, то количество прогулок можно увеличивать. Кроме свежего воздуха прогулки дают крохе множество новых знаний. Окружающий мир велик и многогранен, а в 10 месяцев ребенок уже интересуется происходящим вокруг.

Уход за зубами

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера.

Если малыш сопротивляется и не пускает щетку к себе в рот, используйте марлю, намотанную на палец. Зубную пасту поначалу использовать не обязательно, но если вы этого хотите, выдавите небольшую каплю размером с пол горошины. Используйте только детскую пасту. Проглатывание детьми фторсодержащей зубной пасты небезопасно.

Как начать приучение ребенка к горшку

Пока оно заключается в высаживании малыша на горшок, чтобы он к нему привык. Если ребенок противится и начинает плакать, как только видит горшок, отложите приучение. Высаживайте малыша в определенное время. Наиболее удачными бывают следующие моменты: как только ребенок проснулся; после кормления; перед каждым сном. Затем - перед прогулкой и сразу после. Не держите ребенка на горшке дольше 10 минут, не отвлекайте его в это время игрушками. Если у малыша получилось сходить на горшок, обязательно похвалите его.

Не забывайте о купании

Умыванием должен начинаться каждый день малыша. С малых лет мама приучает ребенка очищать кожу лица, промывать глазки, носик и ушки.

Подмывать ребенка необходимо после каждого туалета и при смене подгузника. Если малыш сходил «по большому», следует подмыть его более тщательно.

Принятие ванны в 10 месяцев можно проводить не каждый день. 3–4 раза в неделю будет вполне достаточно. Исключение составляют жаркие летние дни: чтобы тело малыша дышало, нужно купать его каждый день. Осенью, когда на улице уже похолодало, а отопление еще не включили, можно купать ребенка через день. Однако, если купание - это ваш ритуал, ребенок рад водным процедурам, то продолжайте в том же духе! Предложите малышу поиграть в ванне с мыльным пузырями, вы вызовете у него неподдельный восторг и ликование!


  • Обезопасьте малыша, убирая на его пути различные предметы, которые могут нанести вред. Это касается острых и тяжелых предметов, огня.

  • Не забывайте заниматься развитием ребенка, делайте ему массаж, чаще играйте и гуляйте на свежем воздухе.

  • Способствуйте первым шагам малыша. Покупайте удобную обувь для формирования стопы. Возможно, он не сразу захочет надеть туфельки или ботиночки. Пусть карапуз немного привыкнет к ним, поиграв заранее.

  • Для профилактики развития плоскостопия у малыша необходимо приобретать обувь с анатомической стелькой. Это поможет избежать плоскостопия в будущем. Выбирайте удобную и «дышащую» первую обувь с крепким задником, не скользкой подошвой. Также необходимо следить, чтобы она не слишком сжимала ножку, а даже была немного свободна.

Как кормить ребенка в 10 месяцев?

Полезно знать:
Идеальным для питания малыша в 10 месяцев остается естественное вскармливание, но обязательно с прикормом. Грудное молоко - незаменимый продукт для детей до года, оно благоприятно воздействует на детский желудок при введении новых видов продуктов в меню десятимесячного малыша. Материнское молоко - самое надежное и проверенное веками средство для кормления детей, так как оно является неоценимым кладезем целебных питательных веществ.

Какие особенности прикладывания детей в 10 месяцев?

Прикладывания к груди учащаются: днем 4–6 полноценных кормлений и столько же коротких прикладываний, ночью 4–6 кормлений, наиболее активно малыш сосет между 3 и 8 часами. В течение дня ребенок участвует в трапезе вместе со взрослыми, в промежутках часто что-то жует.

Малыш «по-свойски» обращается с грудью: ищет и вытаскивает материнскую грудь, во время кормления может вынимать грудь изо рта и вставлять обратно, теребить вторую грудь и принимать любые позы. Такое поведение сохранится примерно до 1,5 года.

Питание 10-месячного ребенка не имеет существенных изменений. Новых продуктов практически не появляется, если не считать разновидностей фруктов и овощей, с которыми мама может познакомить малыша. Кормление происходит 5 раз в день. Если у мамы еще есть грудное молоко, она может кормить им кроху утром и вечером или давать грудь по потребностям малыша. В противном случае ребенку дают адаптированную молочную смесь.

Питание ребенка в 10 месяцев все больше приближается к здоровому рациону взрослого человека. Однако это вовсе не означает, что отныне малыша стоит кормить с общего стола. Существует ряд правил, о которых родители должны знать, составляя меню своего чада. Конечно же, в первую очередь речь идет о списке разрешенных продуктов и правилах их обработки.

Питание ребенка в 10 месяцев по-прежнему базируется на молоке и его производных. Также сохраняется кормление грудью или же молочной смесью. Стоит снова повторить, что ВОЗ настоятельно рекомендует обогащать этими продуктами рацион ребенка вплоть до двух лет, оставляя хотя бы одно кормление. Но в то же время чаду можно и нужно предлагать детские йогурты, творог и кефиры, которые можно приготовить самостоятельно или приобрести на детской молочной кухне. А вот относительно пастеризованного молока педиатры в большинстве своем имеют однозначное мнение - его лучше предлагать ребенку после года. И даже каши стоит готовить на специализированной смеси или сухом молоке. Рыбка, птичка, мяско. Меню ребенка 10 месяцев обязано содержать мясные блюда. При этом сохраняется правило о том, что такие лакомства готовятся только из нежирного мяса. Уже знакомая телятина и крольчатина обогащаются нежирной свининой и говядиной. Не стоит забывать и про блюда из птицы: куриная и индюшиная грудка прекрасно подойдут для приготовления фрикаделек. А вот знакомство с куриным яйцом можно отложить до года, если ребенок предрасположен к аллергии. Если этого нет, то вводится только желток, причем начальная порция должна составлять не более 1/8 от его массы. Является спорным вопрос и о рыбных блюдах по той же причине. Но если аллергии нет, то сохраняются введенные в 9 месяцев хек, судак и морской окунь.

Конечно же, речь идет о фруктах и овощах. Сохраняются все те, что уже были в рационе, но при этом вводят репчатый лук, капусту, клубнику, малину (при условии отсутствия аллергической реакции). В целом педиатры склонны считать, что чем больше разнообразных овощей и фруктов в меню малыша, тем лучше.

Полезно знать:

малышам до 5–7 лет грибы категорически противопоказаны!

Все так же пища подвергается тепловой обработке путем варки, причем как в воде, так и на пару. Спорен вопрос о тушении. Если ребенок уже знаком с растительными маслами, то можно попробовать предложить ему тушеные овощи с разрешения педиатра. Кроме того, сама пища должна подаваться чаду маленькими кусочками, которые малыш будет способен прожевать. Не стоит пренебрегать сырыми овощами и фруктами. Однако такие кормления должны проходить под присмотром родителей.

Режим кормления 10 месячного малыша

Рацион питания ребенка 10 месяцев претерпевает некоторые изменения, которые связаны не только со временем, но и с количеством кормлений. Итак, кормить стоит уже по часам. Педиатры рекомендуют оставить 5 полноценных приемов пищи, два из которых - первое утреннее и последнее вечернее - приходятся только на грудное молоко или молочную смесь. А вот завтрак, обед и ужин «отдаются на откуп» взрослым блюдам. Так, на завтрак можно предложить или кашу, или молочный суп с макаронами, или творог с фруктами. На обед предлагают постный суп, мясное блюдо с овощным гарниром и сок. А ужин может быть представлен творожным, овощным или фруктовым блюдом, дополняемым сухариком, бубликом или печеньем.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:


  1. Кормление - грудное молоко/смесь.

  2. Молочная каша, творог, травяной детский чай.

  3. Супчик, овощное пюре с фрикаделькой, сок.

  4. Детский кефирчик, детское печенье, фруктовое пюре.

  5. Грудное молоко/смесь.

Теперь, когда малыш кушает в основном с ложки, и можно заметить, как активно он использует верхнюю губу, двигает ею, чтобы поудобнее разместить ложку во рту, собирает с ложечки остатки еды. Когда малыш больше не хочет есть, он плотно закрывает рот. Если вы продолжаете настаивать, он может даже отвернуться, выражая свое несогласие с подобными методами воспитания.

Вам кажется, что малыш еще слишком мал, чтобы кушать с ложки? На самом деле очень многие дети хотят освоить ложку намного раньше, чем думают мамы. Поэтому, если малыш пытается кушать самостоятельно, не мешайте ему.

Возраст, в котором ребенок начинает кушать с ложки, зависит главным образом от взрослых. Большинство детей просто выхватывают ложку из маминых рук. И очень скоро обнаруживают, что недостаточно просто заполучить ее, нужно еще научиться ею пользоваться, а это довольно трудно. Даже когда малыш старается, он непременно испачкает и себя, и все вокруг. Поэтому ваша задача не ограничивать его в стремлении, а наоборот поддержать. Не ждите, что ребенок сразу будет держать ложку «как взрослый». Где-то лет до двух, а то и до трех, детишки держат ее в кулачке. Чтобы маленькому едоку было удобно, купите специальную детскую ложку с изгибом: ее не нужно разворачивать к себе, малышу будет легче освоить навыки самостоятельной еды. К тому же эти ложки, как правило, сделаны из натурального каучука или специального мягкого пластика, поэтому даже если малыш не очень ловко будет ею орудовать, он не повредит себе десны и прорезавшиеся зубки.

Что не разрешается в питании детей 10 месяцев?


  • В питание детей 10 месяцев нельзя включать следующие продукты: цельнозерновой хлеб, мясо и рыбу с повышенным содержанием жира, маринованные, соленые, консервированные и острые блюда, фрукты и овощи, не растущие в том регионе, где живет ребенок (киви, апельсины, манго, авокадо, хурма, мандарины, ананасы и пр.)

  • Вишню и вишневый сок, чернику, бананы, черную смородину лучше не давать малышам, имеющим склонность к запорам.

  • Не нужны в таком возрасте малышам и магазинные (фабричные) сладости, так как в них зачастую добавляют сегодня специальные добавки для подслащения. Они вкусны и нравятся детям, но крайне вредны для их здоровья.

Какой стул у ребенка в 10 месяцев. Сколько раз он писает.

Ребенок продолжает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности и начинает наблюдать за процессами мочеиспускания и дефекации - устанавливать зрительный контроль над этими функциями. Кратность прежняя.

Методики раннего развития. Что нужно знать.

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор - за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана.
Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.

Методика Зайцева.
Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных.
Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан.
Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Как играть с ребенком в 10 месяцев

В этом возрасте игра для малыша становится все более значимой составляющей - он может в течении 15–20 минут играть самостоятельно. Главное - не отвлекать и не мешать ребенку.

Еще малышу очень нужно постоянно получать одобрение со стороны взрослых. Независимо от того, получается у него что-то или еще нет - обязательно хвалите, поощряйте и не скупитесь на добрые слова, дающие уверенность в собственных силах. А когда есть уверенность - появляется мотивация достичь какой-то цели и задача, стоящая перед малышом, решается намного легче и быстрее.

Очень полезно включать ритмическую плясовую музыку для развития чувства ритма и синхронности движений. Побуждайте кроху и двигайтесь вместе с ним - пусть подражает вам. Десятимесячного ребенка нужно целенаправленно приучать действовать с помощью кончиков пальцев. Предлагайте для этого различные игры на вкладывание и вынимание игрушек из емкостей, вкладывание стаканчиков, коробочек, кастрюлек друг в друга, открывание-закрывание крышек, подбор размеров крышек к кастрюлькам. И чем больше коробочек с разными размерами - тем лучше!

Правильно развивать ребенка в 10 месяцев помогут как красочные книжки с небольшими четверостишиями, которые очень хороши для внимания и памяти, так и пальчиковые краски. Малыши этого возраста отлично реагируют на яркие цвета, поэтому рисовать ладошками им будет интересно. Родителям нужно быть готовыми к тому, что после окончания рисования, краски они обнаружат не только на листе бумаги, но и на столе со стулом, полу, а также на самом художнике. Однако, первые рисунки - это то, ради чего стоит пережить, пускай, не самые «чистые» часы в жизни вашего ребенка.

Примеры игр с 10 месячным ребенком

Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы можете сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.

Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в «делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».

Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.

Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.

Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.

Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии платком и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Что на картинке, что на улице - одно!
Покажите на прогулке кошечку и скажите: «Вот киска. Мяу!» Через какое-то время покажите киску на картинке: «Это тоже киска! Мяу!» Затем - игрушечную киску.

Малыш развивает свое воображение, знакомясь с окружающим миром. Учится соотносить реальный живой объект с нарисованным или игрушечным.

Нужно ли идти в поликлинику в 10 месяцев?

Профилактический ежемесячный осмотр с измерением роста и веса.

За десятый месяц ребенок набирает в среднем 450 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 10-месячного ребенка около 9100 - 9500 г, а рост - 71-76 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 10 месяцев

  • вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
  • воспринимает шутки в свой адрес;
  • выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
  • радуется играм-забавам;
  • вставляет один предмет в другой;
  • предпочитает мелкие предметы крупным;
  • при помощи одного предмета достает другой;
  • сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
  • катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
  • сидит, ползает, ходит у опоры;
  • спокойно расстается с грудью;
  • жует мелок порезанную пищу;
  • проявляет активный интерес к другим детям.
  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника.
  • Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?

Тест развития ребенка в 9-10 месяцев

1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.

2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.

3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.

4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.

5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.

6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.

7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.

8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.

9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.

10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

Сколько ест ребенок в 10 месяцев

Питание 5-разовое. Мясное пюре постепенно можно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

Сколько спит ребенок в 10 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 10 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 10 месяцев

Развивающие занятия и игры для 10-месячного ребенка

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев (видео)

Вашему крохе 10 месяцев , и по сравнению с новорожденными детками он кажется таким большим! Настоящий богатырь, а ведь, по сути, они ровесники. И через пару-тройку лет разница в возрасте будет совершенно незаметна. Некоторые родители записывают, что умеет их малыш в 10 месяцев, а потом читают эти записи со своим уже взрослым ребенком. И потом эти записи всегда вызывают умилительные улыбки. Итак, что бы вы могли записать?

Физические навыки

Малыш продолжает быстро развиваться, расти, учится всему, оттачивает свои умения и навыки во всем.

  • Он уже не только уверенно сидит, но и твердо стоит на своих двоих, держась за опору только одной рукой. Его иногда можно «ввести в заблуждение» — дать в ручки какую-нибудь маленькую игрушку. Тогда малыш отвлечется и станет держаться за нее, а об опоре забудет. Но чуть только обнаружит обман — тут же либо схватится за нее снова, либо сядет.
  • С удовольствием ходит со стулом, толкает его впереди себя. Но иногда может обходиться без него — опорой послужит стена. Возможно, ваш малыш в десять месяцев умеет ходить самостоятельно. (Все равно не стоит оставлять его одного.)
  • Новое достижение — он может подниматься на невысокую лесенку — 2-3 ступеньки. При этом сначала ставит ножку на ступеньку, а потом поднимает к ней вторую ножку. Чуть позже он научится и спускаться.

Социальное развитие

  • Малыш стал совсем взросленьким и хочет делать все, как большой. Сейчас его легко приучить к хорошим манерам — кушать из ложки, . А после еды проситься на горшок.
  • Он уже может выполнять кое-какие «поручения» — принести вам тот или иной предмет, показать, как надо играть с чем-то. Разрешите ему самому выбрать, в каких колготках он пойдет гулять — в синих или зеленых, или какую кофточку наденет.
  • Короткое время малыш способен забавлять себя сам — в своем детском уголке находит для себя множество неотложных дел. При этом может так захлопотаться, что не заметит «мокрую» аварию. Не упрекайте человека — ведь ему тогда в самом деле было некогда!
  • Он охотно играет с другими детьми своего возраста. Только ему надо в этом помочь, научить общению с ровесниками, ведь такого умения в 10 месяцев у него еще нет.
  • Чаще всего ребенок уже сам не хочет ходить с соской, так что отучить его от нее бывает довольно просто. Если же не получается, то соску можно «потерять» и не давать ему ее больше.

Эмоциональное развитие

  • Здесь тоже происходит настоящий прорыв — он уже понял, что общаться можно не только при помощи крика или плача.
  • Он уже понимает слова «нет» и «нельзя». Но пытается быть непослушным, и это ему нравится. Непослушание — пока только такая игра!
  • У него начинает проявляться чувство юмора. Хорошо воспринимает шутки, может сам специально издавать смешные звуки и смеяться над ними.
  • Может ужасно расстраиваться, когда у него забирают игрушку и заставляют заниматься неприятными вещами — например кушать или спать. Чтобы не было лишних слез, малыша надо чем-то отвлечь, заинтересовать предстоящим делом.

Игры и игрушки

  • В этом возрасте в играх малыша тоже наступает новый этап — в них появляется небольшой сюжет, игры делаются все больше осмысленными. Малыш может укачивать куклу, но еще не догадается, что можно таким же образом играть с мишкой или зайчиком.
  • Ребенок очень любит катать мячик, возить машинки, собирать пирамидки.
  • В 10 месяцев ребенок должен уметь поднять с пола небольшой предмет, положить его в ведерко.
  • Все так же он любит играть с вами и в разные «ладошковые» игры, а игра в прятки становится почти настоящей — ведь малыш предпочитает спрятаться за креслом. Важно подольше его искать — на кровати или под ней, по всей комнате. А потом «найдите» и удивитесь.

Речь

Арсенал доступных ребенку слогов все растет. Ему уже покорились и «ма» , и «ба» , и «па» . Он постоянно работает над их произношением. Ловит каждое ваше слово. И вскоре вы услышите требовательное — «дай-дай-дай» ! Правда многие ребятишки, требуя что-то, говорят «на!» Ведь вы, протягивая ему что-то, говорите именно это слово!

Малыш очень хочет общаться! Настолько сильно, что даже изобретает свой собственный язык. Говорит на нем с вами и огорчается, когда его не понимают. Не перебивайте человека, дайте ему высказаться до конца. Разговаривайте с ним, как с полноправным собеседником. Тогда, привыкнув к этому, он будет с вами общаться и когда станет подростком, и когда будет взрослым.

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.