Борьба за равноправие полов термин. Равноправие полов – так мы равны или нет? Новые тенденции: антиэмансипация


феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией.

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

колумнист

Противники равенства полов всегда апеллируют к биологическим различиям мужчин и женщин, настаивая на их фундаментальности в вопросе последующих поведенческих характеристик. Ошибочно считать, что феминистки наотрез не признают эту биологическую неидентичность полов, хотя среди последних есть различные течения, которые по-своему трактуют последующий анализ этих различий.

Так или иначе есть функции, которые генетически детерминированы и не могут так просто нивелироваться через внешнее воздействие. Главная из них – это функция деторождения у женщин. Считается, что именно она определяет количество затраченной энергии на воспроизводство потомства: женщины вынашивают плод, а затем проходят период лактации, что является уникальной женской функцией и недоступно мужчинам, и, следовательно, заставляет женщину затрачивать на воспроизводство больше энергии в сравнении с мужчиной. Помимо этого, мужчины и женщины различаются по составу гормонального фона, по размерам и пропорциям тела, по количеству мышечной и жировой ткани и по распределению волосяного покрова.

Но адепты исключительно биологической теории чаще всего отказываются принимать влияние общества в конструировании понятий «мужчина» и «женщина». Мы не просто рождаемся на свет женщиной с определенным набором биологических функций и черт, а в процессе взросления и социализации создаем себя как женщину, ориентируясь на культурные стереотипы, принятые в том или ином обществе.

Иными словами, быть женщиной в Финляндии, в Бразилии и в каком-нибудь затерянном в Центральной Африке племени – это совершенно разный опыт, и даже несмотря на то, что у всех трех имеются молочные железы, способность к деторождению и похожий набор гормонов, они все равно будут иметь друг между другом больше различий, чем с мужчинами из их же сообществ

Социализация происходит с момента первого контакта с миром и на протяжении всей жизни, и, соответственно, саму по себе схему «что значит быть женщиной» или «что значит быть мужчиной» человек усваивает с опытом, самая важная часть которого приходится на раннее детство. В этот период дети бессознательно копируют взрослых и начинают перенимать их модели поведения – сначала родителей, потом старших братьев и сестер, учителей и даже сверстников. Это может объяснять, например, тот факт, что у активных самодостаточных матерей, которые не ограничивают себя домом и готовкой в четырех стенах, девочки растут такими же активными и деятельными.

Идентифицировав себя как одного из двух – женщину или мужчину, ребенок начинает составлять себе рамки «можно» и «нельзя», опираясь на то, что ему разрешают делать родители и на то, что запрещают. Например, девочке говорят, что драться – это плохо, а играть в спокойные настольные игры – хорошо. Эти факторы в будущем отразятся и на динамике ее собственной жизни, суммируясь с последующим опытом. Возвращаясь к примеру выше, та же активная мама может захотеть вырастить более пассивную дочь и, невольно демонстрируя ей одну модель поведения, в воспитательных техниках передать совершенно другую. Важную роль будет играть и темперамент вне зависимости от его пола: если подвижному и импульсивному ребенку пытаться навязать пассивную модель поведения, то вне зависимости от своей половой принадлежности он будет тяжело переживать воспитательный процесс как пытку и всячески искать способы «уклониться» от процесса.

Идем дальше. Часто можно встретить такую расхожую фразу, как оправдание мужской полигамности: самец теоретически может иметь сотни и тысячи потомков, а самка – лишь единицы, поэтому гиперсексуальность мужчины и его подсознательное стремление «осеменять» – это природой обоснованный факт. На самом же деле это утверждение будет работать только лишь в том обществе, где в вопросе рождения детей количество ставится выше качества и подразумевается, что детей можно рожать много, а дальнейшая их судьба определяется пространным «ну, как-нибудь вырастут». Такая позиция все еще сильна в развивающихся странах, но уже не поддерживается в странах развитых, которые у нас любят клеймить за демографические проблемы. На самом деле эти проблемы обосновываются самой позицией по отношению к потомству – это не просто «пушечное мясо», а личности, для которых нужно выстроить максимально комфортные условия существования и в воспитании которых должны в одинаковой мере принимать участие и отец и мать, чтобы дать ребенку сбалансированную картину мира и достаточное количество внимания.

По этой же самой логике можно признать несостоятельным и тезис о том, что мужчины биологически запрограммированы максимально распространить свои гены, в то время как женщины, осознавая затраты на воспроизводство потомства, ограничивают свои сексуальные контакты и «берегут» себя

Здесь опять же речь идет об обществе, где отец оправдывается лишь как «осеменитель», а не как полноправный участник процесса воспитания и крайне важный для ребенка пример, а также где не развит рынок контрацепции, который позволяет разделить сексуальное удовольствие и деторождение и наслаждаться первым, не прибегая ко второму. Есть исследования, которые подтверждают, что женщины получают больше удовольствия от оргазма, а также способны испытывать несколько оргазмов подряд, что крайне сложно для мужчины. Поэтому можно сказать, что биологически прекрасный пол как раз создан для секса в большом количестве, только вот многие до сих пор не хотят в это верить и откровенно боятся гиперсексуальных женщин, осуждая их и пугая «отступниц» в том числе и научно несостоятельными теориями вроде той, что говорит, что ребенок женщины будет похож на ее первого мужчину и поэтому нужно оставаться девственницей, пока не встретишь «того самого».

Таким образом, в формировании женственности и мужественности в нашей голове участвуют и тесно взаимодействуют биологические и социальные факторы, причем влияние последних сильнее, потому что именно общество дает трактовку биологическим признакам.

«Сегодняшний феминизм – извращенное понятие о равноправии полов со смещением в абсурдную полемику с обществом по любому поводу, – считает Александр, 39 лет. – Феминизм извратил нормальные понятия женщины и мужчины. При этом он никогда не сделает мужчину и женщину равными биологически. Мы всегда будем отличаться – как физически, так и умственно. Считаю, что ярых фанатиков от феминизма нужно отправлять служить в армию, посылать работать в шахты, на другую тяжелую работу. Весь феминизм заканчивается тогда, когда им неудобно, они сразу становятся слабыми женщинами. Я не видел феминисток, которые говорят о равноправии в нормальном смысле этого слова».

Чисто биологически женщина и мужчина относятся к одному виду Homo sapiens. У них различаются половые системы и за счет этого наблюдаются некоторые различия в физиологии. Но и только. В плане ментальных, психических и физических характеристик между женщинами и мужчинами качественных различий нет. Почему же различие в половых системах должно влечь за собой различие в правовом или политическом положении?

Мало кто слышал о списке запрещенных для женщин профессий, в котором 456 наименований

С точки зрения социума женщина и мужчина должны обладать равными социальными правами и возможностями.

Многие мужчины любят приводить пример с работой на шахте или службой в армии. При этом мало кто слышал о списке запрещенных для женщин профессий, в котором 456 наименований (в основном промышленные специальности). Шахтерский труд входит в этот список, но женщины работают шахтерами в городках и поселках, где другой работы нет. Официально их зачисляют на работу «около» шахты (что разрешено), но фактически они трудятся в самой шахте и получают не по труду, а по записи.

Феминистки борются за то, чтобы этот список запрещенных профессий отменить. И в армии женщины давно служат (правда, только по контракту, и они же выступают за то, чтобы вся армия перешла на контрактную основу).

2. Женщины в России и так уравнены с мужчинами в правах: получают такие же зарплаты, могут учиться, избираться в правительство. За что вы, собственно, боретесь?

То, что равенство уже достигнуто, не более чем миф. Известно , что за одну и ту же работу на одной и той же должности женщина в России получает на 30% меньше, чем мужчина.

И не забывайте о так называемом «стеклянном потолке», который ограничивает карьерный рост женщин. Среди директоров предприятий, управленцев высшего звена, руководителей вузов женщин очень мало. И не потому, что они не хотят или не справляются. Нас просто не пускают. Сколько женщин в Государственной Думе? Около 70 – это 15% от общего числа депутатов. При том, что в стране больше 50% населения женщины. Вот за это и боремся – не только за равные права на бумаге, но и за равные возможности для их реализации.

3. Если феминистки борются за равенство с мужчинами, значит ли это, что и тяжелые сумки такая женщина носит наравне с мужчинами?

Если бы женщины в России носили тяжелые сумки наравне с мужчинами, кто бы семью кормил? Кто бы урожай с дачного участка на себе привозил? Увы, пока мужчины носят в карманах сигареты и наличку, женщины тащат на себе продукты, детей, стройматериалы, чемоданы и прочий скарб.

4. А как насчет счета в ресторане? Феминистки против того, чтобы за них платили?

Если, оплачивая счет в ресторане, мужчина покупает ночь с женщиной, то мы против такой купли-продажи. Мы вообще категорически против того, чтобы женщину рассматривали как товар.

Но представим такую ситуацию. Мужчина понимает, что государство его коллеге-женщине недоплачивает, а ему «за красивые штаны» переплачивает, и решает исправить этот перекос хотя бы в данном конкретном случае. Он приглашает коллегу в ресторан, платит по счету, а после везет ее в круглосуточный супермаркет, закупает продуктов на неделю, тащит сумки до ее квартиры, желает ей спокойной ночи и уезжает ночевать к себе. Такую одиночную акцию протеста против трудовой дискриминации женщин феминистки не только не осудят, а наоборот, будут всячески приветствовать.

Только, увы, даже представить себе такое многим сложно.

5. Если мужчина открывает дверь или подает руку, для феминистки это оскорбление?

«По-моему, изначально идея феминизма была правильной, феминистки выступали за равноправие, но сейчас лично я представляю себе одиноких неврастеничек, которые не дают себе дверь открыть или плюют в лицо мужчине, который руку при спуске с автобуса подает», – пишет Мария, 34 года.

Если мужчина открывает дверь перед человеком с тяжелыми сумками, перед инвалидом-колясочником, перед пожилым человеком, если он просто придерживает дверь в метро – это элементарная вежливость, которая не чужда и женщинам.

Но когда мужчина специально открывает дверь или подает руку интересной женщине и делает это для привлечения ее внимания, то это может быть началом харассмента, и это точно нарушение личного пространства.

Пора менять схемы поведения и не рассматривать женщину как добычу, дать ей больше свободы для самовыражения

Предваряя возможный вопрос: да, безусловно, это может быть и началом ухаживаний или флирта. Но это в любом случае вторжение в личное пространство другого. И прежде чем давать понять, что женщина привлекательна, надо поинтересоваться, а хочет ли она об этом слышать, особенно от вас.

У нас принято считать, что мужчина – завоеватель и что он может заговаривать, делать комплименты, начинать ухаживать за незнакомой женщиной. А женщина должна быть скромной и радоваться, что на нее обратили внимание. Но, на мой взгляд, такое представление о моделях поведения воспроизводит не только миф о мужчине – добытчике мамонта, но и само время мамонтов.

Пора менять схемы поведения и не рассматривать женщину как добычу, дать ей больше свободы для самовыражения, отнестись к женщине как к личности. Именно такое отношение предлагает феминизм.

6. Чего вам не живется спокойно: разве не приятно, когда оберегают, защищают и «приносят мамонта»?

Защита – вопрос спорный. Не лучше ли добиться того, чтобы никто ни на кого не «нападал», а значит, никого ни от кого не надо было защищать? Сколько сил освободится для жизни без страха! Но когда женщину не нужно будет защищать, необходим ли ей будет мужчина? Возможно, именно этого вопроса и боятся мужчины. Они не верят в свою привлекательность без необходимости, поэтому продолжают завоевывать женщин, а потом их защищать.

Даже если условный мамонт большой и позволяет женщине не работать, это золотая клетка, которая лишает любых перспектив

Миф про мамонта подобен мифу про защитника. Первобытное племя выживало не за счет охоты на мамонтов, а благодаря собирательству, которым занимались женщины. Что уж говорить о современности? В подавляющем большинстве российских семей женщины вынуждены работать, потому что иначе семья не выживет. А за «псевдомамонта» от мужа жена взваливает на себя всю домашнюю работу, труд по воспитанию детей и сексуальное обслуживание мужчины.

Даже если условный мамонт большой и позволяет женщине не работать, сидеть дома и заниматься семьей, то это золотая клетка, которая лишает любых перспектив. Добытчик мамонтов может встретить другую, и женщина останется без образования, профессии, рабочего стажа и, в конечном счете, нормального будущего.

Так что, когда оберегают, защищают и «приносят мамонта», это, может, и приятно, но очень опасно и ненадежно. Это иллюзия, в которую лучше не впадать с самого начала, чтобы потом не разочароваться.

7. Феминизм и женственность – понятия несовместимые?

Если под женственностью понимаются «глянцевая» красота, нежность, сексапильность, высокие каблуки или, напротив, скромность и девичья честь, которую положено беречь до свадьбы, – весь набор штампов, которые требуют от женщины соответствия, то да, эти понятия можно считать несовместимыми.

8. Некоторые компании вводят правило: в руководстве должны быть женщины. Но если мужчина-кандидат больше подходит? Разве это не перегиб?

А разве передача трона наследнику мужского пола, в то время как его сестра родилась раньше, не перегиб? Если до сих пор к руководству чем-либо не допускались женщины, значит, самое время это исправить. Позволить им получить образование, пройти стажировку, попрактиковаться в решении вопросов и открыть им двери наверх.

9. Часто ли встречаются мужчины-феминисты?

Встречаются мужчины, называющие себя феминистами, но им присущ «грех менсплейнинга»: в разговорах с женщинами они используют упрощенные формулировки, делая скидку на наш пол. Так что с большим уважением мы относимся к про-феминистам, которые прислушиваются к женщинам, отталкиваются от их интересов, поддерживают их начинания, оберегают и защищают идеи феминизма.

10. Письмо, которое написал инженер из Google и за которое его потом уволили, это ужас-ужас?

Сотрудник Google написал , что между мужчинами и женщинами есть биологические различия, которые мешают женщинам делать карьеру в технологических компаниях и занимать в них руководящие должности. Представьте, что он написал бы: русские так устроены («без обид, исторически так сложилось, наверное, все дело в физиологии»), что воруют хорошо, а в математике не шарят в принципе. Не дано им. Воровать заводы, выводить капиталы через оффшорные зоны, кататься на яхтах могут, а решить простое логарифмическое уравнение не способны. Нейронные цепи в голове, видимо, не дают развиваться математическим способностям. Опять же, без обид.

Как бы мы это восприняли? Как глупость, конечно. Только так и можно относиться к подобным манифестам. Собственно, так и поступило руководство Google. Сохранение достоинства женской части сотрудников оказалось для них важнее, чем один не очень умный сотрудник, продвигающий вредные гендерные стереотипы и нарушающий кодекс корпоративной этики.

На мой взгляд, ни сексист, ни националист, ни расист не могут быть умными людьми просто в силу ограниченности своего мышления. Они заточены в клетку шаблонов, стереотипов, и одна из современных задач феминизма – открывать подобные клетки. А вот выходить из них или нет, каждый решает сам.

Об эксперте

Ольгерта Харитонова – кураторша «Школы феминизма» , автор книги «Женщины. Разговор не о мужчинах» (АСТ, 2016).

В последние годы разговоры о равенстве мужчин и женщин стали очень актуальны, более того, теперь это модно в особенности среди молодых мужчин и юных барышень. Девушки все меньше задумываются о замужестве и все больше о построении карьеры. Мужчины же, в свою очередь, выбирая себе новую пассию, перестали обращать внимание только на внешность. Теперь им не менее важно и социальное положение будущей невесты, ее должность и даже размер зарплаты. Неработающие женщины больше не в фаворе у мужчин. Да и дамы, пожалуй, не против такого положения вещей. Что это: новая ступень человеческой эволюции или глупая мода, пришедшая с Запада?

Но только давайте договоримся, на американцев и даже европейцев нам равняться не стоит. Мы другая нация, с другой историей, нравами и традициями. Мы развиваемся по отдельной прямой, которая, скорее всего, не пересекается с остальными. Настоящая русская женщина никогда не сравнится с продуманной и строгой, в широком понимании этого слова, американкой. На западе все просто: женился — получил не просто любящую жену в подарок, но и огромное количество правил и обязанностей. И только попробуй сходить налево и проколоться, большая часть имущества, а то и все сбережения, включая недвижимость, перейдет к обиженной и оскорбленной стороне. А что мы видим в нашей стране? Женщины в такой неприятной ситуации могут поступить по-разному: одни будут плакать на плече у подруги, вытирая сопли рукавом, потом соберут все мысли в одно целое, а вместе с ними и детей и уйдут восвояси, надеясь, в лучшем случае, на алименты. А другие, что еще хуже, решат не выносить сор из избы и сохранят брак ради детей, а потом, правда, будут мучиться всю жизнь от той тайны, которая лучше бы ею так и осталась.

Это я к тому, что мы другие. Мы не такие суровые и невозмутимые. Для нас брак — это, в первую очередь, любовь, а не хладнокровный расчет. Мы подписываем брачный контракт в исключительных случаях и надеемся, что не разлучимся никогда, и будем вместе даже на небесах. Поэтому и вопрос гендерного равенства в нашей стране стоит под другим углом. Так все-таки, кому это нужно и зачем?

На мой взгляд, это лишь глупое влияние Запада с его яркоокрашенными феминистическими настроениями. А что касается юных барышень, насмотревшихся американских сериалов про эмансипированных женщин, все объяснимо: они тоже хотят головокружительной карьеры и тотальной независимости. И в этом нет ничего плохого, но нельзя путать независимость с равенством, о котором так грезят некоторые корыстные мужчины.

Современные мужчины, все еще условно являясь сильной половиной человечества, хотят от нас слабых таких же действий и свершений. По их мнению, женщина не просто должна, она обязана работать. И не просто в свое удовольствие, а пахать наравне с ним, копить деньги на новый дом и самостоятельно баловать себя любимую новой ауди в гараже. А что? Почему бы и нет? И многие женщины очень даже на это согласны. Совместные путешествия, из расчета 50 на 50, покупка новой квартиры, где половина доли опять же женская. И в последнее время это настолько вошло в норму, что все уже и забыли про это вечное и, казалось, бессмертное деление на мужчин и женщин, «сильных» и «прекрасных». Хотя нет, как же об этом забыть. Женщина по-прежнему остается женщиной, она тратит колоссальное время на уход за собой, радуя своего «сильного» друга новой прической или прекрасным цветом лица, но при этом, приходя домой с восьмичасовой работы, стирает носки и готовит фетучини с креветками на ужин и, прошу заметить, овсяную кашу на завтрак. А сильный мужчина, который хочет видеть рядом с собой такую же сильную женщину, может еще и указать на небольшой слой пыли или на не поглаженную рубашку. Так все же? Где справедливость или мы забыли, что такое равенство? Если Х=У, то значит ли, что и У=Х?

Получается, желая равноправия, мужчины не только должны делиться своими обязанностями, но и перенимать наши, готовить, стирать, убирать, водить детей в школу, проверять уроки и при этом выглядеть сногсшибательно. Вы когда-нибудь видели такие пары? Я — нет.


Поэтому перед тем, как с головой окунаться в феминистическую философию, пропагандирующую тотальное равноправие мужчин и женщин, изучите ее с каждой стороны и возможно вам откроются новые грани. А вы не думали, что все, что нужно было уже сделано. Женщинам даровали социальную и политическую свободу. Теперь они могут выбирать практически любую профессию, получать качественное образование, имеют право голоса и даже недалеки от политики. И может этого вполне достаточно?

Мы разные и никогда не станем одинаковыми, зачем-то же нас разделили на два противоположных пола. Мы дополняем друг друга, как и все в природе, мы создаем баланс и гармонию, а если пытаться из женщины сделать мужчину или наоборот, то никакого баланса не произойдет, мир разрушится и потеряет все опоры. Женщине никогда не стать мужчиной, а мужчине никогда не понять ту тонкую душевную организацию, которой наделила нас Сама Природа. Подумайте об этом, когда в очередной раз будете требовать от нас выполнения «мужских обязанностей».

Право на труд женщины имели всегда, просто не догадывались об этом. Просто работали по хозяйству, надрывались на полях, с домашним скотом управлялись. Детей рожали, кормили, растили. Всю семью обстирывали. Все было здорово, но чего-то все же не хватало - так всегда бывает. Сказку о золотой рыбке помните?

Но везло с работой не всем. Если барышне случалось родиться в какой-нибудь богатой семье, ей категорически запрещали трудиться. Вообще. Нравы были такие тогда жестокие. А души девиц требовали романтики - души, они ж у всех одинаковые, селятся, где попало, невзирая на классовое неравенство. И мечтали бедные богатые барыньки пройтись по шахте с отбойным молоточком. Или крепкими мозолистыми ручками утерев струящийся отовсюду пот, вырыть пару-тройку котлованов. А завершив добычу чего-нибудь крайне полезного, тихим вечерком вместе с подругами напиться в харчевне, устроить небольшую потасовку с битьем всего, что попадется под руку - это ли не простое женское счастье?

Но, увы, все теплые местечки под солнцем были заняты коварными хищниками - мужчинами. И пошли разъяренные и угнетенные дамы на борьбу за свои права. Битва заняла не одно столетие, долог был подготовительный этап: слишком много времени пришлось богатым барынькам убеждать бедных пейзанок в преимуществах эмансипации.

Как это было (исторические факты)

Помогли, как водится, прогрессивные американские сестры по несчастью. В 1848 году тамошние феминистски организовали конференцию, на которой с воодушевлением приняли «Декларацию чувств» .

Состояла сия декларация из претензий, предъявляемых обиженными представительницами прекрасного пола всем без исключения мужчинам, а чувства выражались такими простыми словами:

мужчины, отдайте деньги, мы сами распорядимся ими гораздо эффективней;

мы хотим выучиться на кондуктора, извозчика или получить любую другую достойную профессию, чтобы выгнать вас с насиженных мест;

мы должны получать не меньше, чем вы, плюс доплату за вредность;

а когда вы станете нам в тягость, желаем с вами разводиться по собственной инициативе.

Так прекрасный пол стал равноправной частью общества.

Как это стало

Многое из этой чувствительной декларации на сегодняшний день реализовано. Но возникла другая проблема: произошла трансформация во взаимоотношениях между полами. Если раньше женщины считали себя зависимыми от мужчин, то раскрепостившись, они изменили свое отношение к представителям сильного пола. Стали женщины получать образование, добились и права работать наравне с мужчинами. Открыли в банках собственные счета.

А платить больше им никто не собирался. Ну не может работодатель привыкнуть к тому, что женщина - она ведь тоже человек. Начинают скупые акулы бизнеса прикидывать да подсчитывать: а в декрет уйдет, а с детишками на больничном сидеть будет, а отпрашиваться по своим магазинным делам станет, что тогда? Кто убытки покрывать будет? Вот такое получилось денежное равноправие. И с повышением в должности дело обстоит не лучше. При равных деловых качествах выбор-то в пользу мужчины делают. Да и не только при равных…

Зато как приятно стало работающей женщине после завершения трудовой вахты стать к домашнему станку. Стирка, уборка, готовка, детишки требуют ее участия не меньше, нежели глобальные производственные процессы. А деньги? Вроде вот они, только получку выдали. А рынки-магазины обежишь слегка, глянешь, а их-то уже и нет…

Короче, к глубокой ночи, усталые и раздраженные женщины начинают незлым тихим словом восторгаться в полной мере преимуществами эмансипации. И брак постепенно превращается в каторгу.

Взаимоотношения мужчин с женщинами новой формации

Посягнув на «мужскую территорию», женщины постоянно должны доказывать сильному полу собственную профессиональную состоятельность.

Чревато это тем, что хрупкие фемины утрачивают естественные, данные им природой чисто женские качества : мягкость, уступчивость, покладистость. Они превращаются в фурий, отвоевывая место под солнцем и вырабатывая искусственно качества, присущие сильному лидеру. Ну а если уж женщины добиваются начальничьего кресла, совсем тяжело их вторым половинам приходится.

Мужчины по-разному воспринимают такие преобразования, что не способствует укреплению взаимопонимания между полами. Немногие из мужчины могут приспособиться к новой ситуации. А приспособившись, испытывают постоянный дискомфорт.

Возможно, со временем смогут сформироваться новые модели поведения, произойдет корректировка во взаимоотношении между полами. Посмотрим. Сейчас же ситуация парадоксальна: соперничая и вытесняя мужчин с пьедестала, женщины ждут от них особого, точнее, прежнего отношения. Они нуждаются в мужской защите, постоянно напоминая, что пол-то у них слабый. В общем, требуют каменную стену и крепкое плечо.

Но согласитесь, трудно представить пасторальную картинку: громогласная женщина , к примеру, начальник автобазы, держащая в страхе всех подчиненных мужчин, забирается к мужу, затюканному на работе собственной начальницей, на колени и ждет от него ласки и тепла.

Плюсы и минусы эмансипации. Современные реалии

Начнем с минусов:

Самое пугающее последствие эмансипации - женский алкоголизм. Ему уже удалось перегнать мужской. Принимая на себя роль лидера, женщина включает лже-компенсаторный механизм, снимая напряжение алкоголем. А чтобы стать абсолютно равноправной, пить женщины начинают наравне с мужчинами. Вот только последствия от алкоголизма разные.

Происходит нейтрализация полов. Женщины становятся более мужественными, мужчины же феминизируются.

Снижается рождаемость.

Подрывается традиционный уклад семейной жизни.

Увеличивается число разводов.

Произошла либерализация сексуальных отношений.

Значительно выше, чем у мужчин, выросли физические и психические нагрузки на женщин.

Ну а в остальном, прекрасные маркизы, все хорошо… Одни плюсы.

Новые тенденции: антиэмансипация

Произошедшие изменения, вызванные соперничеством мужчин и женщин , стали подталкивать последних к выбору домостроя. Статистика утверждает, что сейчас более половины работающих женщин мечтают отказаться от службы и стать просто женами и мамами. О том, что 58% мужчин мечтают вернуть своих половинок к прежним семейным отношениям, даже говорить не стоит. Но вряд ли можно восстановить то, что уже разрушено эмансипацией. Сто лет женщины добивались права работать наравне с мужчиной. Сколько же веков потребуется, чтобы они смогли заслужить право отказаться от этого права?

Возможно ли реальное равноправие между полами?

Как не существует равноправия в обществе, так не может его быть и в отдельной ячейке. Всегда (как в семейных, так и в общественных отношениях) будет кто-то «более равный», чем остальные.

Нет единых стереотипов в поведении и отношении между полами. Вопрос о равных правах и обязанностях каждая семья решает самостоятельно. Хорошо, если женщина имеет право выбора соответствующей модели взаимоотношений. Еще лучше, если выбор сделан правильно. Знайте, любое обретение прав приносит такое же количество обязанностей. Если вы готовы справиться с ними, вперед, к феминизму!

Несколько советов женщинам, решившим стать на суровый путь феминизма.

Путь к феминизму не будет тернистым, если вы подготовитесь к нему основательно.

Приобретите очень обеспеченного мужа, домработницу, няню, гувернантку и садовника.

Подводим итоги

Стать полноправным членом общества - еще не означает уравняться с правами мужчин. А ломать - не строить.

Важно вовремя осознать, что только женщине дана возможность родить дитя, воспитать его в заботе и ласке, вырастить из крохотного чуда настоящего человека.

Дорогие женщины! С праздником Весны вас!!! Счастья, взаимопонимания, а равноправия - тем, кто без него не представляет свою жизнь!